Акаунт Zetteldichter в соцсети Wien

Андрей Левкин

Дарья Вилке однажды написала о «венских оригиналах» — людях, которые все время на виду и постоянно делают в городе что-то этакое. Или даже не делают, а просто присутствуют, ну а они такие, что их всегда заметишь. Среди них был человек, который расклеивал по городу свои стихи. Теперь, не так давно, вижу у себя в фб первую полосу газеты «Августин» – это газета бездомных-безработных, ее они продают сами, по городу. Ну, если не покупаешь, то обычно просят сигарету.

zettel

И, вот, осознаю, что это, пожалуй, тот самый поэт и есть. Спрашиваю у Даши — не тот ли, о котором речь шла года четыре назад? Да, отвечает, он и есть. Гельмут Зееталер. Причем, оказалось, что этот номер «Августина» я и увидел потому, что картинка помещена в фб Зееталера, причем запрос зафредить когда-то пришел именно от него, а я это сделал автоматически, просто потому, что Вена. А уж чего он мне запрос послал — поди пойми.

1

Вообще, если это и не доказывает принципиального характера происходящих повсюду вокруг перемен, то явно указывает на то, что теперь все на свете собирается как-то заново, на неких иных основаниях, и это хорошо. Так вот, Вена и Зеелталер.

3

Перескажу Вильке (Livejournal, серия «Венские оригиналы», февраль 2011-го): «Гельмуту Зееталеру сейчас почти шестьдесят, когда-то он изучал философию в университете и уже в 1974 году начал писать свои «Стихи в корзину». Как протест. Против государства. Против коррупции. Против потребления. Против тупого обывательства. Сначала он писал их от руки — и расклеивал на маленьких листочках повсюду: на фонарях и заборах, на стенах в метро, на щитах около венских строек. Натягивал между домами веревку и развешивал стихи на ней — как белье». Веревок я не видел, а на дверях, витринах, стенах и щитах — да. Дальше фотографии мои, все снято в середине ноября 2015-го.

5

6

Перевод (все переводы сделаны Вильке: к этой публикации и именно к конкретным картинкам). То, что слева:

«представь себе — каждый,
идущий тебе навстречу, это
Никто
это станет модным — жить как
Никто
а те, кто все же будут Кем-то,
станут бояться, что Никто
превратит их в Никого тоже.
и уже сейчас приходят дни,
когда это не что-то, что можно
себе всего лишь представить».

То, что справа:

«сумевшие хорошо вписаться
вписывают нас с тобой тоже
так,
что и мы начинаем вписывать
других изо всех сил».

8

Было еще такое: общественность будоражилась и в плохом смысле. В 2011-ом Вильке писала, что на него заведено уже 1109 дел («нарушение общественного порядка», «загрязнение города», «нарушение работы пешеходной зоны» и т.п). К 2011-му ему пришло почти 30 тысяч писем — и от поклонников, и наоборот. Штрафы достигали тысяч евр — понятно, оплатить бы он не смог. В начале двухтысячных Зееталер дошел до высшей судебной инстанции и добился того, что теперь его стихи считаются культурным проектом и даже подлежат защите государства. Его это никак не изменило, а стихи так и так кое-где сдирают.

7

Вилке: «Он живет себе в Вене с женой и тремя дочерьми, пишет стихи и счастлив. Отказывается от «настоящих» публикаций — не хочет быть зависимым от книжного рынка, от рынка вообще, от государства. И если вы видите на стене странные, философские стихи, написанные фломастером, а внизу адрес — hoffnung.at (Hoffnung — это просто «надежда»), это он, Поэт. А еще можно позвонить по его телефону +43.(0)1.330.37.01- и прослушать «стихотворение дня»».

С 2011 года изменилось немногое – сайт работает, но его адрес он сейчас уже, вроде, не указывает. Теперь он завел фб: и личный аккаунт, и другой, что ли социальный, Wiener Zetteldichter – «Венский записочный/карточный/листовочный поэт». Их он и указывает. Иногда пишет адреса аккаунтов вместо стихотворений. Тоже ведь встраивание в окрестности.

13

Как-то специально искать его не пришлось. Он есть на Ринге, есть в Альзегрунде, есть в Оттакринге, в Йозефштадте и даже на конечной 38 трамвая в Гринциге, который вообще-то больше для туристов (а я там оказался потому, что мы шли через Гринциг пешком на горку). Там, впрочем, тоже только адрес, может какой-то еще текст и затерли.

15

Вписывается в город он хорошо. Ну, этот город и сам в такое играет, одно встраивается в другое даже и графически.

4

Собственно (вспоминая о штрафах), понятно, что какую-то часть горожан он мог и в самом деле достать. Вот выходит кто-нибудь на автобусную остановку и видит такое:

10

«собственная позиция —
часто позиция стоящего в
одиночестве.
а ее отсутствие —
позиция, куда тебя
поставили
со многими, многими другими.»

Кто-то же может и обидеться, почему нет? А его в городе много, так что потенциальных обиженных хватает. Ну так дело же всерьез, а как иначе. На «Артерритории» я уже писал («Town-арт, городское кабаре»), что все это — примерно городское кабаре. Да, и вот тут оно, пожалуй, в самом конкретном варианте.

Стихи-картинки входит еще и в естественные отношения с реальностью. Листики трепещут на ветру, отрываются, их сдирают. Они еще и приклеены правильно, с учетом местности. И все это — о том, что теперь все на свете собирается как-то заново, на некоторых иных основаниях. На приятных новых основаниях.

Вообще, тут же несколько слоев: есть отдельные листочки, но есть и длительность процесса — как-никак, с 1974-го. А еще и общее, совокупное высказывание из всех отдельных листков, да еще и тоже меняющаяся во времени (листки срывают, надписи затираются). Реальность проекта собирается их деталей, сумма будет вполне случайной, но это абсолютно неслучайная линия в целом. Причем, она вовсе не выглядит какой-то маргинальной, хотя явно оставляет в стороне некие стандартные и оберегаемые ценности. Не входя, впрочем, в какое-то принципиальное противоречие с ними. Вот это — какой-то строительный, но долгосрочный щит-забор на Ринге, возле Staatsoper’ы.

9

По сути, у Зееталера получился этакий аккаунт в социальной сети, которой по факту является сама Вена. Откуда следует, что каждого в этом (и в других) городах есть такие же аккаунты – и город можно делать таким, в котором хочешь жить. Да и поэт он хороший, а такой вариант предъявления поэзии вполне адекватен. Что лучше — сборники или вот так? Одно другому не мешает, собственно. Вообще, это социальное действие или уже о чем-то другом? И социальное, и уже о чем-то еще, как в кабаре и правильно. Там должно быть и так и этак.

11

Слева и справа (это которые приклеены прямо, еще раз спасибо Дарье Вильке):

«хотеть все больше и больше
хотеть все больше и больше
хотеть все больше и больше
это — всего больше
потому что хочешь все больше и больше

иметь все больше и больше
иметь все больше и больше
иметь все больше и больше
это — всего меньше
потому что
всего меньше
когда имеешь все больше и больше».

***

Исходная публикация — в Arterritory.