Живое любит неживое

Анна Глазова

*

ленты маленькой кислоты
из которых сплетено всё живое
сплетены сами
с неживой
(потому и немёртвой)
прямой тканью лёгкого мира.

вот разбирает учёный на пряди
струны плоти
и в них звучит
её продолжение как будто
она – дитя
с простыми длинными волосами
и красивый умному говорит:

всё живое любит всё неживое,
и повилика решётку.

 

*

как иногда опускаются в скудость
ради самой глубины –

иногда прекращение роста
значит не старость а завязь:
хоть в этой завязи ничего не растёт
но растёт теперь в том
что не завязь уже,
ради скудного ставшее целым.

 

*

что с себя взять
кроме прямой наготы?

для пущего поиска
привить свой же дичок.

(так дичится волка собака
чтобы в себе изменить
тот исход что сама она – волк,

и становится пастырем
человека).

 

*

вид происходит когда его видят,
из всего исходит в своё:

когда ты вглядишься
в павлиний глаз
над тобой как ресницы открывается бабочка
и расходится веером
как оперение
несытый взгляд.

 

*

древоточец – мотылёк не доспевший до своей полноты – под корой
проникает в рисунок
себя в будущем
пока не исчезнет в зрелой своей полноте.

(пусть не виден, прикрытый)
готовится оттиск

на стволе
будто ствол – доска:

мотылёк для людей
в его детстве – жестокий художник.

 

*

для превращения древесного в деревянное
необходим человек
как если б работа прежде всего росла из земли.

как из лета сама вырастает зима
в каждом семени сразу
лежит семя будущего расхода
чтобы жизнь исчерпала себя –

чтобы дерево стало доской
для ступени истёртой шагами
чтобы неразрушимое сердце
каждой жизни стало
едой и питьём

 

*

если ты дерево а не камень –
есть время разбрасывать щедрость
в светлых цветах или тёмной смоле
и есть время копить в себе скупость
для зимнего скрипа.

первое кружит пчелиный полёт
и голову людям;
второе же –
дятлам и призракам.

 

*

иногда изогнутый – это изгнанный
из прямоты
воли и цели

но когда из огня
вынут гибкий как ветка железный прут
и его изогнýт,
свойство железа
выпущено на волю
между средством и целью.

 

*

голова дерева
укрыта в почве в прохладе
ума
нисходящего в холод
ближе к пыланию ядра.

если корни достигнут
сердца земли
и обнимут его

каждый цветок
(у каштана болят по этому времени свечи)
станет домашний очаг
на все стороны отворённого дома.

 

*

сложи из рук
вре́менное гнездо
для истления блудной пыльцы
бесплодную чашу
без стебля.

под пение птиц
слышно точнее мерцание звука
блуждающей жизни
в собственном теле.

 

*

отрог и складка,
между ними нескладность,
попытка исправить себя
(как расправить ткань гор
разгладить хранящее память лицо)

и прерывистый путь
до заката
зовёт
докатиться.

 

*

белый завод
по переработке белого дня в белую ночь
и в закрытые
помещения помещённый отход.
там, в темноте,
копится сила распада.

ты проникнешь туда
тёмным (тебе же) путём
непорочного сдвига.

 

*

отличать полость от пустоты
(как сладкую воду от пресной)
можно только наполнившись
чувственными приметами
когда они требуют
отступить и дать место
другому приливу,
живой тесноте.

 

*

изобретению безбрежности
предшествовало
разоблачение:

у голого тела нет берегов;
изобретение тела
произошло
с внутренней стороны
которая стала –
обретённая –

облаком
для лица.

 

*

медленно увивая
семью покрывалами
в теле под кожей
укрытую память

ты в себе углубляешь
пространство в котором не спишь

чем плотнее твой узел
тем глубже уходишь,
время,
река,
внутрь колодца внутри себя –
память

 

*

держаться права
чтобы успеть закончить себя
к своему же успению.

тело тянет
от себя уклониться
к стороне устающей,
усталой,

чтобы расправился сон.

 

*

ключ которым открывается тварь
это живая влага в её дыхании
или тёмная память
в недосвершившемся прошлом,
её внутренний цвет.

бледностью кости румянцем плоти
можно укрыть её
(как воротом шею)

но она исчезнет
когда будут открыты ворота туда

где различия нет.

 

*

быть и хрусталик
и преломлённый луч:

с хрустом надломлена ветка,
и ты смотришь
как спадает с неё тёмный шар —
птица — как будто спугнули —

многократно откликнулся
между птицей и егерем
преломлённый
сухарь.

 

*

ничто не бьётся прочнее чем вóды.
нигде не надёжней душа
чем в пустоте за душой
в открытом падении;

и тем ближе к покою подъём
чем скупей
высота
уступает.

 

*

разве ум бережён,
никогда не спящие силы?
и та тяга
которую ум
отпускает во сне.

то чему подчиняется сила
схоже с тихим разделом
вод или ветра (вод и
ветра) –

здесь останешься жить в умеренной пустоте
если только на край не потянет
ещё один берег.

 

*

неразлей-вода
ни жива ни мертва
и в неё не войдёшь и не выпьешь.

стой ― не скажешь
под мостом мой-реке
потому что измытыми берегами
искупается,

тянется
поцелуй
устья с морем.

 

*

водораздел это воля
предваряющая исток,
безводный виток
в земном движении,

и когда вода
в уже взрослой реке
улыбается водоворотами –

в ней немного ещё развернулась
воля к истоку

 

***

Фото: Анна Глазова