Точки и линии

Анатолий Рясов

Поздний вечер. Комната. Я сижу за столом. Мерцание старой лампы высветляет исцарапанную поверхность. Карандаш, линейка, ластик, лист бумаги. Наношу на чистую страницу точки и линии. Больше ничего.

Долгая пауза. Отдаленный гул. Итак, начнем с двух точек.

Первая точка (едва слышно). Прошло три часа. Появилось стихотворение.

Вторая точка (не менее тихо). Прошло еще сколько-то времени.

Первая точка (совсем шепотом). Что появилось?

Вторая точка (крайне неразборчиво). Неизвестно. Может быть, то, что возникло, находилось здесь с самого начала.

Первая точка (реплика сливается с тишиной). Быть такого не может.

Провожу Первую линию. От Первой точки ко Второй. Теперь голоса слышнее.

Первая линия. До этого момента вы не должны были разговаривать.

Вторая точка. Это не было разговором.

Первая точка. Просто присматривались друг к другу на расстоянии.

Первая линия. Хорошо, теперь вы можете говорить громче.

Первая точка. Это обязательно?

Первая линия. Конечно нет, но по крайней мере будет такая возможность.

Расширим список действующих лиц.

Третья точка (едва слышно). Прошло полгода. Родился ребенок.

Далее не будет нужды прислушиваться.

Вторая линия (да-да, я провожу ее). Теперь третья и первая точки связаны.

Вторая точка. Но не так, как представлялось до появления третьей точки.

Вторая линия (с ярко выраженной неприязнью). Тебе не может быть ничего об этом известно.

Вторая точка (без лишних эмоций). И все-таки я кое-что знаю.

Третья линия (от Второй точки к Третьей точке). Я помогу узнать больше.

Что ж, теперь героев вполне достаточноi. Окунаю свое лицо в луч светаii.

Я. Расскажите обо мне.

Первая точка. Это обязательно?

Я. Мы не на допросе, но почему бы и нет? По крайней мере появилась такая возможность.

Третья точка (обращаясь ко мнеiii). Ты пытаешься отыскать связи между представлениями и событиями.

Вторая точка (в сторону). Не преуспеваешь в этом.

Первая линия (в сторону). Но все же продвигаешься куда-то.

Я. Сначала случается событие?

Третья линия. Вовсе не обязательно. Например, наша история началась с представления — с появления стихотворения.

Первая точка. Вначале — всегда представление. Событие опаздывает.

Вторая точка. Какая чепуха.

Третья линия. Представление никогда не совпадает с событием. Оно как бы разыгрывает событие.

Я. Значит ли это, что само представление тоже является событием? Событием представления?

Первая точка. Какая-то театральщина. Не стану отвечать.

Вторая линия. Когда событие и представление начинают замечать друг друга, они больше не существуют по отдельности, они становятся отрезками одной прямой. Их статус размывается. Проще говоря, они почти исчезают, сливаются.

Вторая точка. Только если в принципе можно было говорить об их ясном статусе.

Первая и Третья линии. Нам с самого начала было непонятно, что с чем мы намереваемся соединить.

Черт возьми, мне так и не ясно, что такое линия.

Первая и Третья точки. Потому что вы — не что иное, как множество следующих друг за другом точек. Любая связь — это всегда череда новых событий и представлений.

Нет, линия не суммируется из цепочки точек. Черт побери, мне так и не ясно, что такое точка.

Вторая линия. В сущности, это открытие ничего не проясняет, мы все равно сохраним антитезу между точкой единичного события-представления и линией множества событий-представлений.

Я. Главная сложность этой задачи не в том, чтобы выбрать между связывающей линией и чередой событий, и даже не в том, чтобы поменять местами событие и представление. Есть еще нечто (яркий луч света на Вторую точкуiv), сохраняющее зазор между ними.

Вторая линия. Этот треугольник всегда казался мне избыточным. Если убрать вторую точку, исчезнет и потребность в первой и третьей линияхv.

Вторая точка (обращаясь ко Второй линии). По чьей-то злой иронии наши имена оказались тождественны.

Я. Никогда не думал об этом.

Откуда столько взаимной неприязни у тех, чьи пути не пересекаются?

Да, я никогда не думал об этом.

Первая точка. Чертящийvi — это инструмент, выполняющий чье-то задание.

Третья линия. Уточним, что задание крайне туманно.

Третья точка. Лишь для того, кто его выполняет (то есть — для чертящего).

Вторая точка. Какой вздор! С равной вероятностью задание (если это вообще задание) может быть абсолютно неясным и для того, кто его формулирует.

Я. Значит, его (формулирующего) можно исключить.

Вторая линия. Так, наконец-то мы обратились к логике исключения. Но почему бы не сделать следующий шаг? Почему бы, как я уже предложила, не избавиться от второй точки и двух лишних линий? Бьюсь об заклад, если бы чертеж был нанесен на карту, вторая точка оказалась бы на месте Бермудских острововvii. Удалить — и ее, и линии! Весь этот кавардак и непонимание — только из-за них!

Первая и Третья линии. Какая неслыханная, какая кровожадная, какая неприкрытая жажда власти! Отвратительно!

Я. Да, но я готов частично принять эту логику.

Достаю ластик. Вторая линия ухмыляется, но скоро этот оскал исчезнет.

Стереть нужно только вторую точку.

Вторая точка (в ужасе). Как это возможно?!

Я. Все линии останутся на месте. Собственно, все, можно сказать, сохранится как оно есть. Только первая и третья линии, не встретившись, повиснут в пустоте. Считайте, что я перекрасил вторую точку в белый цвет. Это и будет местом неясности, пресловутым зазором между событием и представлением.

Стираю точку.

Да (удовлетворенно), теперь чертеж максимально точен.

Пустота на месте второй точки (тихо, без эмоций). Так ли уж он безошибочен? Не стоит ли стереть (то есть я хотела сказать — перекрасить в белый цвет) и вторую линию?

Вторая линия (яростно). Замолчи!

Пустота на месте второй точки (словно не слыша возражений). А еще можно свернуть лист — так, чтобы линии в самом деле уходили вверх, к потолкуviii.

Короткая пауза.

Я (в замешательстве). Подумаю над этим завтра (выключаю лампу).

Чернота. Занавес?

i Здесь потребуется пояснение. Перед нами три точки и три прямых линии (рис. 1). Точки пронумерованы арабскими цифрами, линии — римскими. Вторая и Третья точки расположены одна над другой. Вторая точка находится вблизи от правого верхнего угла листа, Третья — в самом низу. Первая — значительно левее, практически на равном расстоянии от Второй и Третьей. Теперь распределим роли. У Первой точки амплуа представления (в рассматриваемом случае это стихотворение о будущем рождении ребенка). Третья точка играет событие (в рассматриваемом случае — рождение ребенка). Вторая линия связывает представление и событие. Вторая точка исполняет роль неизвестности, непрямой связи между событием и представлением; это нечто «над» ними. Первая линия соединяет с ней событие, Третья линия — представление. В этом треугольнике и развернется дальнейшее действие. Да, на протяжении всей пьесы речь будет идти лишь об одной простейшей геометрической фигуре.

pic1-copy

Рис. 1

ii При постановке пьесы на сцене идеальным режиссерским решением может быть следующее: роли точек исполняют мужчины, роли линий — женщины (нас не должно смущать, что все эти персонажи говорят о себе в женском роде). Роль автора — голос, раздающийся из динамиков, подвешенных над сценой. Этот голос может произносить вслух и некоторые ремарки — например, написанные от первого лица. Тела актеров, исполняющих роль точек, должны быть спрятаны под сценой, так чтобы на виду остались только головы (они поочередно появляются из-под пола). Линии — худые актрисы, выходящие из-за кулис (они должны внезапно возникать из темноты); соединяя точки, линии ложатся на пол, вытягивая руки и ноги; расстояние между точками должно соответствовать их росту. Задник сцены представляет собой экран, на который попеременно (или одновременно — разделяя поверхность надвое) проецируются съемка с подвешенной над сценой камеры и заранее отснятая видеозапись рук, вычерчивающих треугольник. Также на экране могут появляться отдельные ремарки.

iii В подобных случаях актеры должны смотреть вверх.

iv Спичка? Карманный фонарик?

v Еще одно пояснение: согласно этому плану, необходимо устранить Вторую точку, а вместе с ней и линии, соединяющие с ней две других точки. В этом случае на чертеже останется только Вторая линия, соединяющая Первую точку с Третьей.

vi «Чертящий» — какое забавное слово!

vii Указание: в этом случае белый фон вполне можно заменить картой Бермудского треугольника (рис. 2).

pic2-copy

Рис. 2

viii И еще одно указание. Эти решения (стирание Второй линии и складывание листа) можно проиллюстрировать на экране, но предельно лаконично: видеоряд должен прекратиться раньше, чем прозвучит последняя реплика.