Про арбуз

Виктор Iванiв

Фото: Зося Леутина

scenario3_htm_7b60d539

1.Лето. Летит тополиный пух, все устелено им вдоль дороги к красному магазину. Показывается длина дороги, и широким планом ее глубина. Наплыв камеры на дорогу с пухом, на которой стоит как истукан старуха — человеческая фигура в белом платье, которое видно снизу, как в складках этого платья толчет ногами фигура, как будто проваливаясь в сугроб (виден сугроб, который толчет ногами фигура – с глазами истукана. Порыв ветра – платье с оборками  как капюшон, летит пух, и вся улица оказывается заставлена такими старушечьими истуканами. Одна из фигур делает жест рукой – приказывая и указывая пальцем. По приказу сын старухи, мальчик в шортах с длинной черной тенью и белобрысый направляется с авоськой к красному магазину. Показаны продукты на витрине, затем показаны как на схемах (где изображались части коровы – корова здесь как географическая карта на стене) – в сумке показаны эти продукты – молоко в бутылке, картофель, масло и т.д. водка и чай.

Тень мальчика нарастает – вытягиваясь как бывает на асфальте – и в рост этой тени укладывается фигура взрослого лысеющего (или нет) сына, который в непонятной позе – вверх ногами сидит на кухне – показана радиоточка (или телевизор – на котором в кадре «Английский язык первый год обучения» – заставка с говорящими фигурками – потом надпись не забудьте выключить телевизор.

scenario3_htm_6f4ef430

2. Две женщины стоят на углу у магазина, курят. Одна держит арбуз с хвостиком – наплыв камеры – затылок ребенка с темечком. Подбегают мальчишки, пытаются отнять арбуз. Одна из женщин (Ведьма) делает страшные глаза, грозит и делает движение вперед, обращаясь к небу – план неба, на которое набегают тучи, и сыплется град. Ведьма отвлекается (заминка – крутит сигарету) кадры бегут назад как при обратной перемотке, и вторая женщина говорит – можно закурить – достает приму и закуривают.

3. Наплыв камеры на лица двух женщин – и они же – только молодые – две дочери – сидят на кухне за круглым столом, курят, разговаривают (не слышно о чем). Полумрак, но лица видны, наступает вечер. Длинный коридор помещения, две уборщицы смотрят в него – в конце коридора просвет. Фактура пола – длинная и широкая, как и дороги в начале.  Тряпка швабры смывает пол – видна река (вдоль) в солнечный день как с моста. Первая дочь садится в лодку. Сначала молчание – потом голоса толпы, усиливающиеся, на иностранном языке. Появляется старуха-истукан которая нависает в лодке, а потом оказывается на корточках в коридоре, где моют полы, на окне – голова на коленях: и говорит: «распилили мне голову». Сын, который сидит на кухне у телевизора (телевизор черно-белый «Рекорд» или вроде него), берет лобзик и пилит голову.

scenario3_htm_m4a4d5b3c

4. План на кухне, где говорят подруги-дочери – одна мерцает и исчезает. План на вторую сначала анфас, Она включает радио – там голоса на иностранном языке, потом радио обращается  к ней: «поди, посмотри, что там». Предметы на столе – готовка, выходит на балкон – там помидорины на ветках рассады, оборачивается на окно, и сама запирается дверь – ее окликнули – и в стекле видны тени —  растворенные — красивых людей. Оборачивается вокруг себя, открывая дверь в комнату – тени красивых людей исчезают, но доносятся их голоса из радиоточки и полумрак. Заходит в комнату – а там сидит ее подруга. Вздрагивает и садится.

5. речевой фрагмент. Начинает рассказывать та, которая появилась в комнате – и пока она рассказывает (фрагмент текста: «Я ездила когда в Венгрию, сама как-то обходилась, ни слова не знаю ни на одном иностранном. Вижу – лодочка – на нее садятся старушки – они плывут через Дунай, и я с ними, они болтают, щебечут о чем-то своем, а я – молча – о своем думаю, весело мне, хорошо! Еще заметила – поезда там такие медленные – медленнее лифта едут, и двери в них открытые – можно с любого места садиться. А еще говорят, у них слов не хватает в языке – и они не могут выразить свои мысли…»)

И пока она рассказывает – тени, что были в окне, колонны старух – такой план – плюс толпа в лодочке.

6. Поезд под парами, свисток. Мужчина садится в вагон, быстро взобравшись и обернувшись. План на лицо рассказчицы, лодочка,  и как будто крутишься вокруг себя быстрое движение предметов – мужчина, который сел в поезд,  теперь один в лодке, бросает веревку у берега, быстро оборачивается, и лодка уходит из под ног.

scenario3_htm_724f2a22

7.  Рассказчица набирает воду в колодце у дачного или сельского домика, набирает воду. Усиливающиеся голоса, что по радио и толпы, рассказчица оборачивается – четыре огромные фигуры – в ряд, анфас, набегают большими тенями – и ноги теней движутся как стрелки на большом белом циферблате – или как палочка солнечных часов. Фигуры четырех человек сбоку. Камера наезжает в профиль показывает – фактурные большие головы, выстраиваются в каре – и несут носилки – с зеленой выцветшей солдатской тканью. Кадр на носилки, рассказчица роняет ведра, вздрагивает.  Вскакивает на кровати мужчина, вскакивает во весь рост, вздрогнув и испугавшись.

8. Его же фигура – он стоит на полу в коридоре перед описанным в рассказе дверным проемом – видны тахта, и чайник, и табурет, но комната как будто бы затопляется водой – и он выпрыгивает, как будто бы в воду и перепрыгивает как через перекладину, показано обратное движение, и быстро оборачивается. Раздается выстрел – свет гаснет, и вспыхивает – он в комнате, где тахта и чайник и табурет – и по стенам бежит хоровод теней полосами – как в негативе – а потом в вертящемся круге, разбитом на сектора – проплывают лодочка, река, коридор улица и все панорамы в газовом пламени.

scenario3_htm_m1ddd867b

 

9. Кухня. Рассказчица одна. Смотрит письмо, складывает письма. Ест булку, давится и плачет. Вокзал. Едет в поезде, меняется в череде нарядов, медсестра, монахиня. Долгий поезд-товарняк едет, она под мостом проходит, загадывает желание? Старится, плачет, ест булку. Рассказывает: «Последний раз мы увиделись так – я ехала с Дальнего Востока в этот город, где мы живем, а он в военном эшелоне на Дальний Восток».

Ночь, остановка, перрон, день остановка, перрон, пустой. Еще раз, несколько перронов днем и ночью. Выходит из вагона – поднимает взгляд – стоит этот мужчина, военный. Встретились.

scenario3_htm_mfa82232

10. Выстрел, впрыгивает в комнату как через барьер, колесо теней по стенам, наплыв камеры, упавшая тень. Выходит из трибунала Дома офицеров, только старым, с сединой и в гриме, собравшаяся толпа, голоса толпы и радио, которое на кухне, его встречают. Последний план – едет в «Лиазе», выходит на Морском, подходит к хлебному.  Кадр – выронила ведра – а теперь две дочери — обе уже старые, одна крестится, а вторая ахает и роняет арбуз.