На карте Амстердама обнаружился район, все улицы которого называются в честь разных электротехнических штуковин – Isolatorweg, Accumulatorweg, Contactweg, Transformatorweg, Generatorstraat, Elementenstraat, Cabelweg, Condensatorweg, Dynamostraat (это не в честь футбольного, хоккейного, волейбольного и т. д. клуба «Динамо», а в честь так называемой динамо-машины, то есть, говоря по-современному, генератора; таким образом, названия Generatorstraat и Dynamostraat означают буквально одно и то же). В этот район ведет зеленая ветка амстердамского метро с конечной остановкой Isolatorweg.
Ну как было туда не съездить.
И съездил.
Времени на посещение Амстердама было мало – где-то с двух до семи тридцати (к девяти надо было возвращаться в Роттердам на некое мероприятие). Сначала для приличия побродил по центру (площадь Дам, Ньивемаркт и т. п.), а потом сел в метро на станции Waterlooplein на оранжевую ветку и поехал в электротехническое царство.
На станции Station Zuid надо было сделать пересадку (просто дождаться на той же платформе поезда зеленой ветки до Isolatorweg). Что и было сделано. Вокруг станции Station Zuid было обнаружено некоторое количество необычайной красоты небоскребов.
В поезде ехало много пассажиров, и все они дружно вышли на предпоследней станции Sloterdijk (там вокруг тоже много красивых современных зданий), и в результате на станцию Isolatorweg прибыл один (один) пассажир.
Вокруг было то, что обычно обозначается словосочетанием «ни души». Хотя две души (помимо единственного прибывшего пассажира) все же присутствовали, одна бессмертная, а другая смертная – какой-то мужик выгуливал огромную собаку, которая беззвучно носилась туда-сюда, не нарушая общую, повисшую над этим местом беззвучность.
Параллельно линии метро – улица Аккумуляторов, перпендикулярно – улица Изоляторов, которая где-то там, вдали, упирается в улицу Трансформаторов. Жилых домов нет. Только аккуратные, чистенькие промышленные корпуса. Есть еще автосалон на пересечении улиц Аккумуляторов и Изоляторов. Еще обнаружилось здание с непонятным названием и светящимися пиктограммами, из которых можно сделать вывод, что здание имеет какое-то отношение к животным. Например, одна пиктограмма изображает кость, рядом число 24. Возможно, это приют для животных. Возможно, животные могут пребывать здесь круглые сутки и жрать кости. Возможно, собака, беззвучно бегающая вокруг перекрестка улиц Аккумуляторов и Изоляторов, содержится в этом приюте или имеет к этому зданию какое-то другое отношение.
Пошел по улице Изоляторов к улице Трансформаторов. Сначала было «ни души», а потом из одного из чистеньких промышленных корпусов вышла душа (дядька) и направилась к автостоянке, пристально и подозрительно глядя на другую душу, бредущую с рюкзаком за плечами по улице Изоляторов по направлению к улице Трансформаторов.
И опять «ни души», и ни звука, только слышно было, как поезд метро неслышно отъехал от станции Isolatorweg.
На углу улиц Изоляторов и Трансформаторов обнаружился Бургер-кинг. Большой и практически пустой, только группа из двух взрослых и одного несовершеннолетнего стояла у кассы с целью приобретения продуктов питания.
Откуда здесь появились эти люди, а.
Побрел по улице Трансформаторов, свернул на улицу Элементов. Одновременно с улицы Элементов на улицу Трансформаторов свернули два молчаливых подростка. На улице Элементов – «ни души». Опять производственные корпуса, небольшие, невысокие, аккуратные, беззвучные, отсутствующие.
Побрел обратно на улицу Трансформаторов, потому что возникла мысль воспользоваться туалетом Бургер-кинга, а заодно приобрести какой-нибудь продукт питания. Опять «ни души» на улице Трансформаторов, а в Бургер-кинге неожиданно обнаружилось человек двадцать посетителей, некоторые из них стояли в очередях к трем работающим кассам, некоторые сидели за столиками. Эти люди словно бы сгустились, конденсировались из пустоты и тишины этого места, может быть, эту конденсирующую функцию выполняет улица Конденсаторов, трудно сказать. Наверное, они сейчас купят и съедят свои наггетсы, бургеры, луковые кольца, картошку-фри, выпьют колу и спрайт, посетят туалет и растворятся в вечерней мгле и безмолвии улицы Изоляторов, или еще что-нибудь такое с ними произойдет.
Воспользовался туалетом, купил коробочку наггетсов, побрел по улице Изоляторов и не растворился в ее полном вечернем безмолвии, а добрел до станции Isolatorweg, там ждал поезд с уютными желтыми огнями, в вагоне было человека три, из задней кабины в переднюю медленно прошел пожилой машинист в синей метрополитеновской форме и сказал каждому присутствующему в вагоне «хэлло», и поезд тронулся, поехал, приехал на станцию Sloterdijk, наполнился людьми, и дальше все стало как обычно.
В прошлый приезд удалось побывать только в центре Амстердама, и отношение к городу было скучно-нейтральным. Ну да, каналы, домики XVII века, площадь Дам и Ньивемаркт. Красиво, ну и что. А после поездки на метро, стояния на станции Station Zuid среди небоскребов, блуждания по улицам Изоляторов, Трансформаторов и Элементов в пустоте, тишине и отсутствии всего, после того, как пожилой машинист сказал «хэлло», после всего этого – отношение к городу изменилось. Можно было бы сказать, что оно стало более «теплым», но, пожалуй, лучше воздержаться от использования этого слова.
31 января 2012 года
* * *
Опубликовано в: Русская проза. 2013. Выпуск В. С. 508–510.