Снежные трамваи
Александр Чанцев
(2 ночи в Эстонии)
- Позвали в Таллинский университет на конференцию в честь 50-летия Андрея Иванова. Всех свозят, все оплачивают. Какие молодцы, как его ценят. Даже сначала ему не велели говорить, сюрприз дабы.
- Прилет вечером, конференция в пятницу, отлет в субботу. Нормально, дольше все равно бы не смог из-за работы и встречи в воскресенье.
- Через Хельсинки, правда, и не «Аэрофлотом». Зато выступать не надо – сошлись с любезнейшим организатором Григорием, что лучше свободная беседа на секции критиков, чем формальные выступления.
- Вот, никто, конечно, не знает (зато кричит, что «Спутник» не признают нигде), но в Эстонию можно влететь со справкой о вакцинации 2-мя вакцинами даже на русском языке и даже без ПЦР в таком случае. Анкету, правда, заполнить.
- Со мной из России Константин Львов и Юлия Подлубнова еще летят.
- Пишу Иванову, что привезти. Он очень рад тоже прямо. Решаем, времени ходить где-либо нет, прогулка по городу и посидеть где. В качестве где – зовет в гости к себе.
- Иду накануне в Пушкинский на – прекрасный – концерт Гризе и других молодых даже спектралистов на Рихтеровский фестиваль и – встречаю Львова. Правда, он не сможет вроде бы.
- -9 и снег в Таллине в эти дни. «Маленькая северная страна», как Котюх в фб написал на чье-то удивление по поводу снега на фото из Тарту.
- Четыре поездки за год – и три мне полностью оплачивает моя бесплатная почти литература. Это я еще не смог в Вологду, Красноярск и Мали-Гвинею (с разной степенью компенсации поездки).
- Встречались с Сеньковым. Настропалил меня – как я, псих всегда, так спокойно летаю в ковид… и пересадки маленькие… и вообще нарвусь. (Да потому я не дергаюсь, что такие большие у меня проблемы, что эти по сравнению с ними – пофиг, отупение какое-то).
- Locator’s Form эстонская – полстранички буквально, с выводом, что если вы вакцинировались не дольше года назад, то не должны ни карантин, ни ПЦР сдавать. Не то что тысяча бумажек к Франции и огромная английская онлайн-форма с до сих пор мне непонятным вопросом, где вы были в России последние две недели, были ли на островах (каких?!).
- И еще читаю на сайте МИДа Японии – что ПЦР нужно сдавать, влетев в страну, до его результатов ждать по месту жительства. Потом читаю, что те, кто из стран с омикроном, должны обязательно самоизоляцию проходить, а у нас его тут же и нашли сегодня. Вот и отмена? Пишу Григорию – он позвонил, узнал, все так же, с двумя вакцинами и тест не нужен, ничего не нужно. Так неудобно, я параноик. Но он сам признал – на сайте непонятно довольно написано.
- За два дня присылают Финские авиалинии – ссылок 5, от них еще столько же расходится. Вот все это изучить реально?
- Второй раз за год лечу через Хельсинки – летом в Канны через них тоже (чтобы влет был с территории ЕС, а не из «красной зоны» России).
- Стресс перед поездками в последнее время. Когда накладывается на – в последнее время – дикую депру, вообще. Физически больно от происходящего в голове. Может быть, и хорошо поехать провериться.
- К терминалам в Шрм теперь не подъезжают, подходить по переходу нужно.
- Не ожидал, но даже чуть отпустило в такси (где раньше радость бывала, что давно не).
- К Шереметьеву, как к даче. Вот туда бы. Да -16. В Таллине -14, в Москве -9.
- Думал, из Хельсинки же в Москву самый короткий перелет был – нет, из него же до Таллина 35 минут. Да и поездка сама короткая – 2 ночи. Или от Хельсинки до Гданьска же на кукурузнике самое быстрое было?
- Огромный новый терминал С – 400 стоек регистрации, сдал за минуту багаж. Только курить фиг выйдешь, через 1-й этаж и досмотр на входе.
- Гамбургер из мраморной говядины от Новикова взял – надеюсь, из Ангуса.
- Пересадку бояться? Да летел из Колкаты в Дели, где пересадка – какими-то задами перейти и переехать в другой терминал.
- Самолетами можно в Эстонию, землей через Нарву – нельзя. К теме относительности всех ковид-регуляций и непрозрачности их.
- Красиво в снег и утро и зиму и солнце взлетать.
- Деревья в снегу внизу выглядят как россыпь поганок с черно-белыми тонкими шляпками. В Финляндии так вообще все белое и снежное.
- В Финляндии карантин для прибывших – 3 дня всего. И тоже, как в Эстонию, можно, коли полная вакцинация или болел. Читаю Нанси о Киаростами.
- Джинсы True Religion, что только в одном бутике в дальнем ТЦ в Лондоне нашел, ботинки оттуда же – замшевые и мягкие на большой, но не платформной, как все сейчас, подошве Dr. Martenes (! С кислотных шузов в 90-е не покупал, а вот же), свитер из Вены, пальто дизайнерское из Питера. В сильно взрослом возрасте это начало развлекать (как – как раз накануне отлета – Дарья Тоцкая об «Ижицах», что это денди-критика.)
- Как странно работает память – где тут курилка в аэропорту Х., помню.
- Покурил. О Скандинавии и Сибири потолковали с Юлей. Почта, инет.
- Стюардесса к открывающемуся гейту приезжает на самокате.
- Самолетик с пропеллером, людей – меньше, чем в обычном автобусе.
- Таки будете смеяться, но сдесса пожилая та же, что с нами на джете из Москвы в Хельсинки летела. Да, и самолетик похожий был же.
- Пролетели 5 мин и садиться, опять в облака нырнули. Я даже ноутбук открыть после набора высоты не успел! Впервые в жизни отобрали ноут на верх убрать. И вот тут Сибирь и снег! Аэропорт в углах стекленных на крышах, как теплица.
- Мы еще не вышли, а в самолетик закидывали вещи улетающих обратным рейсом. Маршрутка, точно.
- Ковид-проверка. По-русски «Спутник»? Да. Два? Три! Иди.
- Один из моих страхов исполнился – багаж не приехал. Вроде к 5 в отель довезут со следующего рейса из Х. Сто процентов? Нет. Мой страх в грязной одежде идти на конфу…
- Григорий встретил. На трамвайчике 15 минут. Та гостиница Viru, куда в прошлый раз заходили в ТЦ, где на верхнем этаже музей прослушки КГБ. Проездной дал.
- Деревья в снегу просто, белое везде.
- Григорий убежит, Юля с Котюхом, я с Ивановым.
- 6 человек будет из-за рубежа онли, Маруся Климова не сможет. Да, не самое простое дело – (в(ы))летать в ковид. Хуже, чем в непогоду.
- На конференцию придет человек проверить наличие сертификата о вакцинации у проверяющего сертификаты. Бюрократия создана для подобных рекурсий.
- От гостиницы до университета одна остановка. Курилки на каждом этаже с 2 сторон лестниц на балончиках (как в Киеве). Вид из окна на гавань, корабли, трубы до. С 18-го-то этажа.
- Хожу на дежаваю – точно не помню, но вспоминаю (прошлый приезд был тоже короткий).
- Настораживающе спросил принимавший клейм, сколько я тут дней, а Григорий шутил, что через неделю приедет багаж, отправят университетской почтой, через пару месяцев получу. Вместо поездки к Иванову с ним в супермаркет за деодорантом, зубной пастой и одеждой пойду? Но рейсы из Хельсинки в 5, в 9 и в 12 ночи.
- В 5 не привезли. Попросил с ресепшена еще позвонить. Вроде летит, из-за погоды задерживается. 9 позвоню сюда, нет – поеду покупать все. Ну гибкости и решению ЧП вопросов я точно на работе и дома научился.
- На автобусе до Иванова. Проспект снимал Мудиссон в «Лили навсегда» (дома у меня висит афиша его фильма «Вместе», нет, не из самых любимых, но висит). Ветрами продувается спальный – но так близко – район. Панельный дом. Чистая и очень светлая квартира. Индийскую еду и – эстонскую рождественскую. И эстонское вино пили. О всех, Селине, Реве, Климовой, о ком только не. О перечитывании он – Руссо, Диккенса, я – Шатобриана и Сен-Симона, мы – Набокова, Достоевского, Толстого. Курьеры, как из студентов в Киеве, много чернокожих. Болел после первой прививки Файзером, 2 недели под 40 и мерзко, Алла же рядом – не заболела или крайне легко. Алла все кормила. Даник приносил рисунки свои (Мунка в двух техниках перерисовал), чтение (Булычева) и 16-летнюю кошку Фаню. Тепло так посидели. Недолго. Деревья в белом инее, как в детстве!
- Алла и Даник придут завтра, отлично, рад не прощаться. И так тепло давно не принимали.
- Андрей повторял в начале, как рад, что мы смогли приехать, в конце, проводив до гостиницы (и наконец-то получив сувениры и передачи), что прямо рад и хорошо, и почту потом прислал, что оттаял. Надо же, я кого-то могу еще радовать.
- Да и меня немного отпускает, да.
- Курю с видом на ратуши на балконе. И, как после каждой поездки этого года, консультирую в личке, как элементарно можно сюда прорваться.
- Вывески на русском (в районе Иванова), объявления в автобусе, в лифте у него. А еще африканцы и украинцы в подъезде живут.
- Настоящая холодрыга, от Балтики еще, а уж в спальном на горе районе Иванова…
- На завтрак – хочешь арбуз, а хочешь жареную картошку на сале. Алла вчера – местная еда крестьянская по большому счету, а что кабанятину и медвежатину в прошлый раз в Olde Hansa ели, так то из Европы скорее и выдуманное слегка.
- Много индийцев в отеле, надо же, зимой приехали.
- На конференции секция докладов – прений критиков – чтения Андрея.
- Григорий – и конфеты любимые, и читать нечего – о сувенире моем.
- Огромная поточная аудитория, студенты и другие идут, выступать страшно – внизу кафедра настоящая.
- Одной из 1-х фраз цитируют меня и опровергает Ирина Белобровцева, что бегство не главная тема.
- Второй доклад на эстонском, два.
- В кофе-брейк даже салатами этс кормят.
- Игорь Котюх, модератор нашей сессии, представил меня не только критиком и писателем, но культурологом и мыслителем. О количестве идентичностей, ассоциировании и отторжении от разных культур, количестве рецензий я, все о том и этом.
- И Андрей читает из совсем нового. И вопросы публики. И переписывались, как боится, а артистично читал и уверенно отвечал. «Ночь в Сен-Клу» поэма, навеяно музыкой.
- Все на русском, пишет на русском, говорит, нет, встает человек по-эстонски, Иванов по-русски отвечает, вопрос переводит.
- «Я не нужен российскому читателю».
- Конечно, работа в пятницу вечером. В пятницу вечером всегда, но в одобренный отпуск – это уже другая стадия. Не гуляем, а в ресторан с интернетом попросился. С Гришей и Андреем и Юлей в бар, куда в прошлый раз Иванов водил – Mauruse Pubi. Сижу в вай-фае и во всех средствах его раздачи под вопросы.
- Так, обсуждать войска на границе с Украиной и страх. Молчать я, конечно, не могу. А – бред, очередное ОМП в Ираке и виртуальная война в Заливе, чтобы забанить «Северный поток», но это еще оптимистический вариант. Пессимистический – зеленые человечки стреляют с территории Украины, мы в ответ и начинается то, что начинается.
- Иванов – мы не были задуманы для миллиардов, для глобализма.
- Про футуризм, экологизм и трансгуманизм из моего вчера повешенного текста про Донну Харауэй – а кто в прошлый мой приезд в 19 году думал, что по кьюар-кодам будут пускать сюда.
- Гриша, что он и страна переходит на шведский режим, после 5 часов человек отключает телефон, занимается собой. А у меня работа и не так? Да нет.
- Обнялись с Андреем, хотя до завтра – хочет поводить, гулять не одному, заброшенная набережная у трубы Тарковского, склад скульптур коммунистических или же место съемки «Собаки Баскервилей» (вспомнили, в мой прошлый приезд тут снимал Нолан свой «Довод», перекрыто все было – и вот как раз только недавно его посмотрел). Тысяча смс, работа, решать про завтра – ад. Так вот с Андреем обнялись, с Гришей расставаясь – «до новых встреч».
- Чекинюсь в Таллине – зовут общаться, коли буду в Риге. Заодно перешли на ты и выяснили давнюю общую знакомую. Опять восхищение мне – темпами чтения. Ха, в декабре этого года реальный позор будет, когда опубликую список прочтенного за год…
- Точно другой имидж у меня – и не только короткая стрижка в бюджетной парикмахерской у таджикских мастеров за 200 рублей, но и седые волосы по бокам и залысины со лба и на макушке.
- Курю на балконе с видом и – крыши просто завалены снегом! Снежный город. И никто не согреет хотя бы виртуальными соками.
- Еще один не страх, но неудобность – выезжать не из номера, а сдавши вещи в 12 и выходя в 3-30.
- Поездки – почему я просыпаюсь в 6, когда можно легко спать до 9? Тянут нервы, паранойя.
- В 11 выселяюсь, идем с Ивановым.
- По старому городу. Улочки каменных и деревянных домов. Рождественская ярмарка. Теперь возражают, что освобождали мы и бомбили, не стоило. На холм за Площадью независимости (которая в прошлый приезд была вся в голубых воздушных шариках), к Толстой Маргарите. Речь везде – на улицах – русская. Хилтон перестроен из тюрьмы для сумасшедших… Через Замковый парк. На трамвае и на набережную. Которую сделали с прошлого приезда, дерево и металл. К усадьбе Баскервилей, где за ней на заднем дворе – памятники Ленина, Маркса, каких-то уже не очень опознаваемых комм-лидеров, сюр в снегу. И в ресторан пустой. 7 км прошли итого. За окном снег, деревья, обрыв, река. О Волчеке, Ильянене, Климовой, «Маме анархии» Сисейкиной, анархах, «Революции, которой не было», Уэлше, фильме о Биркин, кино, литмире. И выходили – Биркин заиграла! В снегопад. Автобусы ходят часто, удобно. Я очень благодарил, он рад, что приехал, обнялись.
- За час до выезда в холл, Юлю встретил – гуд тайминг.
- В бар приходит 3 пары старичков-финнов и – берут сразу столько, что я бы сразу улетел, до самолета еще.
- Неожиданные глюки – хочу забрать мой багаж, тут оставленный, так дикий заезд чей-то, очередь на респешн. И стюарды без очереди. И ко всему этому еще целый туравтобус приезжает!
- На трамвае до аэропорта. Бежали на трамвай, успели. Не потеряют ли чемодан.
- Устал и грустен. Как всегда. Моя паранойя. Мой ад, что только один человек в мире и пришлет смс, где я там и как, а не работа, написать о книге, дать денег, контакт, подсказать, то, это, ха.
- Среди их домишек и снегов и сосулек в аэропорт едет трамвай. И советская архитектура. Вот не ждал, не собирался, а вспомнил и освоил уже Таллинн.
- Нелюбезная финка – найдите визу, напишите на багаже имя и телефон (!).
- В дьюти магнитики. Шоколад, колбасу из оленины, шпроты (к НГ, маме тяжело стол, да и экзотика развлечет). Конфеты с медведем То. Задержка рейса. Банки рыбы стеклянные жидкости пропустят (ли), уверяет продавщица. Курилка около бара, столики почти дачные, кресла, прямо хоть не уходи.
- Юля, кроме санкционки на заказ, купила гиацинта луковицу аж в горшке.
- Купил пиво в баре и пошел с пинтой темного Saku через половину аэропорта к гейту. И тут еще стол для настольного тенниса!
- Все в курилке с бокалами. Особенно финны…
- Но ценны не очень гуманные – 100+ евро за сувениры, 5.5 за пиво, 12.5 за шот виски (12 лет, ок, и найсли с барменшей поболтали).
- Страна открыта – а прямых рейсов в Москву нет.
- И опять отложили до 18-25… Уже несмешно, ибо про мой багаж говорили, что в 5, потом что задержка, приехал же он в районе 8. А в 8 у нас вылет из Х. в Москву. Регулярные задержки? Только что сказал, что так и остался бы в баре-курилке, уютно – вот, получи и распишись.
- Открыли двери гейта… Там шум двигателей… — надеемся. И запах – керосин даже не авиационный для кукурузников этих.
- Следующий задерживается тоже. Сели и не взлетаем. «Прибалты никуда не торопятся».
- Момент между набором высоты и снижением не заметил. Летели ровно напротив снежинок.
- До и от самолета пешком – самообслужиание везде.
- 30 минут до гейта идти в Х.!
- Китайцы летят – в белым халатах сплошных и очках. Ходят, бродят, спят – тревожно выглядит. В бутики заходят. Молодцы, сами замутили ковид с американцами, и.
- В кафе русские прут, они орут – можно одну очередь сделать? Но бардак с их стороны. Салат со смоукт сэлмон.
- Все тут с русского рейса. И человек в пилотском синем костюме, со значком Аэрофлота берет пиво – не наш ли пилот? На прекрасном английском, манеры, но на весь ресторан потом обсуждает покупку кровати среднего размера, поход в социальную службу, покупку сувенира ребенку по его метражу в смс и кг… Этот экстраваганза нас повезет, полетит?
- Маме, что идем на посадку, чем занимается? – Жду тебя!
- Фрики летят. Молодой с зачесанной, как члены политбюро, лысиной. Мальчик в куртке и шапке-пидорке-очках-усиках. Ну и люди иных стран.
- Юля, что забыла шарф. И находит его на шее. Вот такие.
- Последний смс из пакета скидочных послал с борта.
- Дочитав Нанси, потом весь «Коммерсант» (интереснее!) – две мои ипостаси.
- Этот лжепилот что-то вещает стюардессам. «сбой в системе, честно скажу…», она – «в полете продолжим разговор». Отлично. Значок не «Аэрофлота», а с Пушкиным.
- Обрабатывали снегоочистителем. Но в целом постоянно, постоянно ждешь чего-то в поездке.
- В Шрм тщательно код проверили анкеты прилетающего на Госулугах, потом таможенники багаж еще.
- Быстро прошел (прошли – так с Юлей и держались вместе), получил, на машине без пробок (бывает же!). Иванов пишет, как долетел, а багаж со мною ли.
- Очень ждала, но за 2 минуты, как встретила и легла – 2 часа ночи уже – два выговора мне мама.
- Истощен.
- Через пару дней читаю ленту и – вижу на одном конгрессе этого брюнета в синем пиджаке со значком Пушкина. Джулиан Лоуэнфельд, переводчик Пушкина оказался.