Здесь будет описание книжки, которая не так, чтобы только книжка, а — художественная акция. И сама по себе, статически и — динамически: предлагая читателю некий алгоритм действий, причем – вполне открытый сценарий. А что еще надо для искусства? Wreck this Journal, Kerl Smith, Penguin Books. Первое издание – 2007-ой, это (утверждается, что расширенное) – 2013.
Чтобы понять весь ее смысл, начинать надо с расстояния. Тут сейчас, что ли, расцветает кризис: искусство как-то разделилось на вечные ценности (в музеях) и то, что производится теперь, крутясь не по совсем еще понятным (с точки зрения музейного) правилам. Понятие артефакта изменилось, привязка к традиционной версии затруднительна, отчего нарушается преемственность прогресса. Сомнительным представляется вообще наличие какой-либо связности на этой поляне (что и можно назвать кризисом). Тогда возникают последствия. Связность и всего искусства в целом, и нынешних артефактов между собой уже нарушена, а это не может не тревожить, инстинктивно: само искусство, как таковое (длинное и надежное), под угрозой, чё уж. Поэтому к Художественному Акту теперь сбоку стараются пришить что-то еще: тут — такая тема, там — социальное высказывание, важное уже чуть ли не как политическое. Всякое такое. Да, что до книжки: там на каждой странице сообщается, что с этой страницей следует сделать. Начиная с самого начала.
Тогда сам художественный креатив — если отчужденно посмотреть на отрасль в целом – становится чем-то подручным для раскрытия тем и всякого такого. Конечно, искусство (и литература) всегда обслуживали запросы общества (как потребителя), но фишка в том, на чьей территории это делалось. Есть разница: или клиент придет обедать к вам или вы будете заниматься доставкой продукта по месту работы, кейтеринг это называется, что ли? Конечно, территория тоже всегда была несколько совмещенной, но контрольный пакет был у искусства, а теперь все не так (да, здесь пока нагнетаются страсти — чтобы потом их победить).
Теперь, так вышло, контрольный пакет перешел к другой стороне, он у потребителя. Как бы за счет учета его как бы существующих запросов: как в случае того же тематизма или социальности. Что меняет общую структуру дела. Например, возвращаясь к музейным ценностям: как классифицировать происходящее с точки зрения истории искусств? Тут не о вертикалях «высокое-низкое», «прекрасное-безобразное», другое: когда у художников контрольный пакет, то неизбежно возникает некоторая преемственность (в их среде кто-то этот контрольный пакет по ходу времени перенимает), что по факту производит стили, их смену и прочий прогресс, оцениваемый задним числом. Причем, эта последовательность выстраивается по понятиям, присущим самой отрасли.
Когда контрольный пакет у общества (в формате социальных тематических запросов), то связного искусства не будет, будет просто окружение/обслуживание тем креативом, уместным для темы (главная оценка: в какой мере изобретательно он крутится вокруг темы). Внутреннее время самой отрасли исчезает. Но тут не о том, что это конец цивилизации. То есть, разумеется, да – какой-то очередной, но это же просто те обстоятельства, в которых теперь надо жить. Можно даже вообразить перспективу и считать, что своим подчинением креатив окружит даже самые тупые социальные запросы, отчего всё на свете когда-нибудь — не скоро, но всё же – окажется, сделается искусством. Конечно, перспектива все равно не снимет всю беспонтовость ситуации, но и не этим соображением ее хотелось бы снять.
Книжка. По вышеприведенным картинкам уже примерно понятно, что она такое. Человеку предлагаются алгоритмы действий при чтении (ну, если и не чтении, то при соотнесении с тем, что рекомендовано на странице). С литературной стороны, это крайне полезное пособие, оно доводит до очевидности то, что должно происходить во всех книгах: по сути, читателю всегда предлагается (ему следует это предлагать) произвести такие и сякие действия, пусть даже и умственные. Он должен что-то вообразить, соотнести, почувствовать. Так же и тут: в другом варианте, но и это — взаимодействие, в итоге все равно совместный проект/продукт, как всегда и бывает. Только здесь он производится простыми инструментами в самом чистом виде. Будто здесь извлеченный из всего механизма взаимоотношений автора и читателя (зрителя) маленький механизм, который все и раскручивает. Уже это хороший результат и – несомненно – художественный акт. Искусство так и должно поступать. А современное – должно еще и вовлекать зрителя конкретно в акцию, что здесь тоже происходит. В общем, понятно, что тут искусство.
Конечно, это как книжка-раскраска, где есть контуры, а внутри надо закрасить, как захотелось. Конечно, усовершенствованная раскраска, вместо статичной картинки – как уж теперь положено — действия. Процесс все равно важнее, чем результат. Ну или более важнее.
Вообще, книжка проводит отчетливую границу между художником и не-художником. Не-художнику предоставляется поле для его кретаива, на каждой странице он может делать что угодно (в рамках сценария этой страницы), а смысл затеи ему гарантирован общим сценарием книги. А если бы он был художником, то ему бы эти подсказки не были нужны. Это побочный момент, но тоже существенный, поскольку заодно сообщает, что механика очень проста: следует делать действия, производить жесты и т.п., а все дело в том, понимаешь ли, что именно и зачем делаешь. Вот тут написано: продырявить – отлично, к тебе пришел запрос на то, чтобы продырявить. Не-художник же не знает, что ему делать с пустым, белым листом, когда не знаешь, зачем именно? А и не надо думать что, вот подсказка.
Тогда, возможно, удастся даже понять смысл социального искусства, имея в виду даже не перспективу, когда в креатив уже трансмутируется любая социальная тема. В данном случае взаимодействие автора и потребителя обеспечивают простые инструменты, легко возникает совместный продукт, а это полезно как раз для той же социальности. Вообще, тут же радость минималиста: чем проще механизм, тем он универсальнее. Что, разумеется, общим правилом быть не может.
Здесь легко увидеть еще одну границу. Есть как бы креативщики, которые делают различные, как бы произвольные движения в свободном – как им представляется – передвижении личных ассоциаций, производя – как они считают — некий арт. То есть, личные судороги ощущая как арт. Что-то на тему свободы арт-поведения с закосом типа в сторону Швиттерса, веря в то, что сам факт наличия судорожных чувств уже сделает им искусство. Не, не сделает, никакие ризомы (http://ec-dejavu.ru/r/Rizoma.html ) им тут не прокатят, такая версия — вроде хоккея на траве. Им эта книжка будет полезна для умственной реабилитации: пусть выполнят постранично все действия и, если повезет, ощутят невесомый, но очевидно присутствующий в данном проекте смысл.
Но книжка так хороша, что должна относиться не только к искусству, а производить еще какое-нибудь общее правило. Или, по крайней мере, иллюстрировать уже имеющуюся фичу.
Вот, R. меня научила: чтобы быстрее проснуться, надо делать нетипичные действия, можно – мелкие непривычные движения. Разумеется, слово «проснуться» логично трактовать и расширительно, вплоть даже до пробуждения Истинного Сознания. В случае, когда просто проснуться, логика очевидна: вытворяешь что-то такое, от чего сам себе удивляешься, тут и проснешься. В расширенном варианте еще круче: все выходит из шаблонов, человек не может за них автоматически зацепиться и, если помельтешить подольше, то время растянется, человек свои шаблоны растеряет и уже не скатится в ямку какого-либо привычного варианта себя. А там уже придет и осознание Собственной Сущности. Разумеется, потом это осознание быстро тоже станет шаблоном, ну так можно будет повторить еще пару раз, придумав что-нибудь еще. По крайней мере, на одну процедуру такого сорта эта книжка годится. Причем, не отрывая от реальности.
А есть еще и последняя страница обложки: книгу можно послать по почте, причем рекомендуется – самому себе. Тут автор не знал, но — я дополню: лучше всего это сделать через «Почту России». Потому что там идет дольше всего, а главный эффект этого действия должен состоять в том, что к моменту, когда вы ее получите, уже совершенно забудете о том, что ее отправляли, о своих действиях с ней — тоже. Вот тогда, получив ее обратно, вы вдруг осознаете всё: и время, и себя во времени, и обретенную в тот раз Истинную Сущность (от повторения она только окрепнет), увидите себя в акте действия уже со стороны и тогда это точно будет самый настоящий акт искусства, произведенный вами же.
P.S. Рижанам: в Jāņa Rozes на Барона оставался еще один экземпляр (по состоянию на середину марта 2014-го).