Баранья голова. Метафора 

Наталья Викулина

Археология позволяет понять общество, в котором мы живем – причем, не только его прошлое. Да, археолог не прочтет того, что было в головах давно умерших людей. Но остается интерпретация. Интерпретация, прежде всего, создает новое. Британский археолог Кристофер Тилли в книге «Метафора и материальная культура» предполагает, что это новое является по сути расширенной метафорой, «в основе которой лежат дискурсивные попытки самоопределения». Что же, попробуем самоопределиться, внимательно изучив один курьезный экспонат выставки «Создание современного мира» в Музее Науки в Лондоне.

Полка заставлена предметами быта индустриальной эпохи. У них есть одна общая черта – если не тяжесть, то, по крайней мере, честность и основательность. Экспонаты потерты и покрыты коричневатым налетом, что внушает доверие; кажется, что эти вещи не подведут. Тут лежат: бутылки для воды, амулеты, значки, использованные патроны, защитные маски, аптечка с лекарствами, винтовка, сигнальный пистолет и прочие предметы модерности разных мастей и размеров.

Посреди возвышается баранья голова, будто бог войны она сверху взирает на прочие экспонаты. Странная вещь, даже для собрания диковинок. Эта штука будто вопит, пытаясь привлечь в себе внимание. Вообще-то такие громкие предметы не по мне, и я с большей радостью разглядела бы что-нибудь поменьше, что-нибудь, что не орет, а шепчет, но мое внимание уже поймано, и взгляд, поблуждав по экспозиции все равно возвращается к бараньей башке.

Оказалось, это гигантская табакерка. Наверняка у нее есть даже небольшие колесики, хоть их и не видно. Согласно табличке, экспонат датируется 1882 годом и представляет собой церемониальную табакерку, которую подавали участникам праздничных офицерских обедов шотландских полков. Сайт Лондонского Музея Науки чуть более щедр на информацию: утверждается, что табакерка сделана из головы барана, которого при жизни, скорее всего, держали в части как талисман, а после кончины животное за верную службу удостоили большой чести послужить воинам в виде табакерки. В таком виде он и присутствовал на армейских попойках, обедах и прочих подобных мероприятиях. Табакерка водружалась на стол и передавалась по кругу, чтобы все могли приобщиться к табачку; для удобства к голове были приделаны две серебряные ручки.

Странный, странный способ почтить память, причем этот баран точно не был единственным, превращенным в табакерку. Его сослуживца можно увидеть в Национальном Музее Шотландии. Еще парочка таких табакохранилищ выставлена на продажу в различных антикварных лавках. Наверное когда-то все эти головы паслись на мирных горных склонах Шотландии.

Еще меня поразил мачо-брутальный вид головы, который странным образом сочетался с гламурными, витиеватым рогами со стеклянными набалдашниками. Баран был явно символом мужской силы, но почему именно он и как давно?

Возьмем, к примеру, Бога Банебджедета, почитаемого египтянами как символ войны и плодородия. Именно он стал прототипом сатанинского божества Бафомета, с которым европейская публика познакомилась в XIX веке, когда вспомнили историю разгрома ордена тамплиеров (в 1307 году инквизиция – с подачи французской короны – обвинила тамплиеров в поклонении рогатому божеству Бафомету). Позднее, в 1856 году, имя Бафомета стало ассоциироваться с образом сатаны, созданным окультистом Элифасом Леви на карте Таро.

Сложно предположить, что большинство шотландских офицеров, весело пивших на полковых обедах, совсем не представляло, что может значить рогатая баранья голова. Передавая гигантскую табакерку по кругу, офицеры наверняка догадывались, что участвуют в почти мистическом действе. На современном языке это можно было бы назвать перформансом, но это скорее ритуал, объединяющий сослуживцев, правда несколько шутовским способом. Таким ритуалом они определяли себя как закрытое военное братство, деля между собой табак точно так же, как во время войны делили смерть. Нюхательный табак похож на человеческий прах; передавая другу другу баранью голову офицеры зловеще пародировали евхаристию. Причащались, надо сказать, далеко не святыми дарами.

ram-head-picture