Мы продолжаем рассказ (первая часть — тут) о видах птиц, известных ученых лишь по единственному экземпляру в коллекциях или косвенным сведениям: рисункам и описаниям. Очередь подошла к попугаям. Большую роль в умножении числа сомнительных видов попугаев сыграл Уолтер Ротшильд, который в книге «Вымершие птицы» (1907), любил давать научные названия птицам, свидетельства о которых не очень надежны.
Начнем для разминки с попугаев островов Индийского океана, а затем перейдем к более многочисленным попугаям Вест-Индии. Мореплаватели XVII века оставили свидетельства о встреченных ими на Маскаренских островах (Маврикий, Родригес и Реюньон) попугаях. Уолтер Ротшильд на основе этих свидетельств выделил три вида: Necropsittacus borbonicus на Реюньоне, Necropsittacus francicus на Маврикии и Necropsittacus rodericanus на острове Родригес. Сейчас исследователи склонны считать, что существовал только последний вид. От него известны не только описания и рисунки, но и кости. Правда, подозревают, что родригесский попугай слишком похож на обитающего на островах Индонезии черноплечего большеклювого попугая (Tanygnathus megalorynchos). Возможно, речь идет об одном и том же виде. Но проверить это сложно, так как попугай с острова Родригес вымер в 1760-х годах в результате интенсивной охоты. Сыграло свою роль и исчезновение лесов, которые активно выжигались охотниками на черепах.
Кости родригесского попугая
Про попугая с острова Реюньон известно лишь свидетельство французского путешественника, скрывшегося под псевдонимом D. B. и напечатавшего в 1674 году в Париже свои заметки об экспедиции на Мадагаскар и остров Реюньон в 1669 – 1672 годах. Об этом авторе, которого часто называют «господин Дюбуа» (Sieur Dubois), больше ничего неизвестно. Про попугая с Реюньона господин Дюбуа писал: «Тело величиной с большого голубя, зеленый; голова, хвост и верхняя часть крыльев цвета пламени». Больше о реюньонском попугае свидетельств нет.
Реюньонский попугай
Теперь перенесемся в Вест-Индию. Но прежде, чем мы перечислим многочисленных попугаев-ара, которые предположительно когда-то обитали на островах Карибского моря, следует упомянуть, что крупные попугаи играли важную роль в культуре жителей Карибского бассейна доколумбовой эпохи. Они были предметом торговли и престижными подарками, часто доставлялись далеко от мест обитания своего вида. Когда Колумб высаживался на открытых им островах, среди даров, преподнесенных ему аборигенами, также были эти красивые птицы. Такое использование попугаев приводит к тому, что часто нельзя точно сказать, был ли известный лишь по одному или двум изображениям попугай вымершим местным эндемиком или же это был завезенный в Вест-Индию представитель вида, живущего где-то в глубине южноамериканского континента.
Фиолетовый ара
Фиолетовый ара (Anodorhynchus purpurascens) был впервые упомянут Уолтером Ротшильдом. Согласно Ротшильду, этот вид, необычной иссиня-фиолетовой окраски, обитал на острове Гваделупа. Однако источники информации Ротшильда неясны. Возможно, это бы каким-то образом завезенный на Гваделупу гиацинтовый ара (Anodorhynchus hyacinthinus), обитающий в Бразилии.
Гиацинтовый ара
На Гваделупе обитал также малый антильский, или гваделупский ара (Ara guadeloupensis). О нем известно из описаний, сделанных миссионерами: в 1654 году Жаном-Батистом Дютертом и в 1742 году Жаном-Батистом Лаба. Впрочем, описание красных попугаев, в которых можно признать малого антильского ару, оставили и более ранние авторы. В 1533 году о нем упоминает Гонсало Фернандес де Овьедо-и-Вальдес, рассказывая о первом посещении Гваделупы Колумбом, которого Овьедо-и-Вальдес лично знал.
Гваделупский ара (рисунок 1765 года)
У этого попугая на южноамериканском континенте также есть вид-двойник – красный ара (Ara macao).
Красный ара
Третий вид с острова Гваделупа – гваделупский амазон (Amazona violacea). Он также попал в труды Жана-Батиста Дютерта и Жана-Батиста Лаба. Голова, шея, грудь и живот были у него фиолетово-черными, спина и хвост – зелеными, на крыльях имелись зеленые, желтые и красные перья. Многие современные исследователи считают, что этот попугай идентичен императорскому амазону (Amazona imperialis), обитающему на соседнем острове Доминика.
Гваделупский амазон
Неутомимый миссионер Жан-Батист Лаба описал и четвертого попугая с Гваделупы. Его называют гваделупский аратинга (Aratinga labati). Этого попугая, по словам монаха-доминиканца, отличало зеленое оперение, маленькая красная «шапочка» на голове и белый клюв.
Гваделупский аратинга
С острова Гваделупа перенесемся на остров Мартиника. Там обитал другой крестник Уолтера Ротшильда – мартиникский ара (Ara martinica). Ротшильд дал ему описание и научное название лишь на основании упоминания попугая желто-синей расцветки в книге французского миссионера-иезуита Жака Бутона, описывавшего жизнь на острове Мартиника в 1635 – 1640 годах.
Мартиникский ара (предположительно), гравюра британского натуралиста Элиазара Элбина
В 1906 году итальянский врач и орнитолог Томмазо Сальвадори высказал весьма резонное предположение, что мартиникский ара идентичен распространенному в Южной Америке сине-желтому аре (Ara ararauna).
Сине-желтый ара
В 1936 кубинские ученые объявили, что обнаружили чучело мартиникского ары, изготовленное в 1845 году. Однако выяснилось, что это мистификация, а чучело сделано из скалистого попугая (Cyanoliseus patagonus), снабженного хвостом голубя.
Также на основе описаний Ротшильд выделил еще один вид попугая с Мартиники — Ara erythrura, который отличался от Ara martinica красным хвостом.
Ara martinica
Ara erythrura
В 1791 году натуралист Томас Этвуд в книге «История острова Доминика» упомянул, что на этом острове водится желто-зеленый попугай, из которого местные жители варят очень питательный суп. В литературе этот вид известен как желто-зеленый доминиканский попугай (Ara atwoodi). Других свидетельств о нем не найдено. Вымер этот попугай, видимо, на рубеже XVIII – XIX веков.
Свой загадочный попугай был и на Ямайке. Название выдает в нем некоторое сходство с доминиканским видом – желто-зеленый ямайский ара (Ara erythrocephala), но был и отличительный признак – красная голова, отсюда второе название – красноголовый ара. Известен благодаря описанию английского натуралиста Филиппа Генри Госсе (Philip Henry Gosse, 1810 – 1888), для которого некий мистер Уайт купил экземпляр птицы на Ямайке.
Желто-зеленый, или красноголовый, ямайский ара
Красный ямайский ара (Ara gossei) был добыт лишь однажды в 1765 году и описан в 1847 году все тем же Филиппом Госсе. На Ямайке он больше не попадался. Возможно, красный ямайский ара был подвидом кубинского ары (Ara tricolor).
Красный ямайский ара (Ara gossei)
Иногда след исчезнувших видов отыскивается в живописи. Нидерландский художник Рулант Саверей (Roelant Savery, 1576 — 1629) испытывал явную склонность к изображениям животных и птиц. Даже если ему надо было написать картину на библейскую или мифологическую тему, он предпочитал выбирать такие сюжеты как «Ноев ковчег» или «Орфей, усмиряющий диких зверей звуками лиры». На одной из его картин мы видим сразу трех вымерших сейчас птиц. В центре – знаемнитый дронт с острова Маврикий. А вот по бокам от дронта, как предполагают орнитологи, могут быть гваделупский (слева) и мартиникский ара (справа). Картина, созданная в конце 1620-х годов, была в коллекции «отца британской орнитологии» Джорджа Эдвардса, который потом подарил ее Британскому музею.
Гваделупский ара, дронт и мартиникский ара на картине Руланта Саверея
Завершая разговор о попугаях Карибского моря, остается лишь пожалеть, что миссионеры, оставившие нам описания птиц, не позаботились выдернуть хотя бы несколько перьев из хвоста попугая. С появлением анализа ДНК эти перья помогли бы, хотя бы, установить, были ли попугаи Антильских островов отдельными видами или же они действительно были завезены людьми с континента.
Целый ряд уникальных экземпляров подарили орнитологам райские птицы (Paradisaeidae). Дело в том, что среди некоторых из них возможно получение потомства от межвидового скрещивания. Выдающийся немецкий орнитолог Эрвин Штреземан пришел к выводу, что именно межвидовая гибридизация объясняет большое количество «видов» райских птиц, открытых зоологами конца XIX века и после этого ни разу не попадавшихся в руки ученых. Ряд таких птиц был рассмотрен Штреземаном и другими учеными и признан гибридами, для других такое происхождение не установлено и точку в этом вопросе может поставить исследование ДНК хранящихся в музеях экземпляров.
Пример потомка межвидового скрещивания – райская птица Вильгельма III, гибрид великолепной райской птицы (Cicinnurus magnificus) и королевской райской птицы (Cicinnurus regius). Описана по одному экземпляру в 1875 году, гибридная природа доказана в 1923 году.
На данный момент потомками межвидовых браков оказывается более двадцати «видов». Большинство из них были описаны по одному экземпляру. Уже установлено, что гибридом, например, является «загадочная птица из Бобайро», добытая в местечке Бобайро на Новой Гвинее и хранящаяся в Нидерландском национальном музее естественной истории в Лейдене.
Гибридами сейчас признаны и некоторые другие уникальные экземпляры птиц. Так, добытая в 1861 году в районе Рио-де-Жанейро английским зоологом Филиппом Латли Склейтером черноногорлая эуфония оказалась гибридом двух других птиц этого рода: эуфонии каштановобрюхой (Euphonia pectoralis) и эуфонии оранжевобрюхой (Euphonia xanthogaster).
Не надо думать, что «очень одинокие птицы» появлялись лишь в результате экспедиций натуралистов прошлого. В 2006 году австралийский исследователь Джон Янг сообщил об открытии в лесах штата Квинсленд нового вида, относящегося к роду фиговых попугайчиков (Cyclopsittini). Однако в распоряжении ученых есть только сделанная Янгом фотография, поэтому дискуссия о том, действительно ли обнаружена такая птица и является ли она особым видом, продолжается до сих пор.