(Частный эпистолярный) отчет о путешествии в Детройт

Ольга Левицкая

Туристическая поездка в город Детройт — это, наверное, последнее, что пришло бы в голову рассудительным и здравомыслящим людям. Но мы таковыми никогда не являлись, так что решили в один из длинных выходных съездить туда из Торонто, благо это по местным меркам страшно близко (всего каких-то четыре часа на машине).

Все, кто слышал о наших планах, приходили в ужас и сразу начинали нас со страстью отговаривать, одна пара даже рассказала страшную историю, как они чуть не переночевали в Детройте по дороге в Чикаго, но поскольку это — «такое ужасное место», они в ночевали на канадской стороне в городе-побратиме Виндзоре (что страшная дыра даже по канадским меркам).

Наша поездка планировалась немного из озорства и немного для бравады, т.к. один наш приятель, который ненавидит «туристические разводки» пообещал настоящий восхитительный апокалипсис, который он увидел там, как-то проезжая по дороге все в тот же Чикаго. Вот за апокалипсисом мы и поехали.

Всем известно, что у Детройта дурная репутация. Но как ни странно, этот город нам очень понравился — мощнейшая энергетика, даже несмотря на толпы слоняющихся без дела и совершенно неприкаянных местных жителей, которых мы не боялись. Совершенно нет ощущения Сталкера, нет такого чувства, что все остановилось, скорее наоборот, город местами очень оживлен, много молодежи, веселые и полные жизни этнические районы, и необыкновенно вкусная и недорогая этническая еда. Не говоря уже о некоторых великолепных интерьерах, прекрасно сохранившихся, широченных шестирядных бульварах и красивой набережной. Город широченными проспектами и перспективой местами очень напоминает Буэнос-Айрес, только, конечно, немного странный, одинокий и всеми покинутый Буэнос-Айрес.

Первым нашим впечатлением был мост между Канадой и Америкой, который неприятно поразил своей запущенностью — изъеденные ржавчиной перила, целые куски просто отломаны, к сожалению, не удалось сфотографировать на ходу, т.к. по мосту мы стремительно перемещались в сторону государственной границы, но мы успели заметить, что мост был если и не в аварийном состоянии, то во всяком случае, близком к нему.

photo2

Разговорчивый американский пограничник был настолько польщен тем, что мы приехали осматривать красоты его родного города, что долго нас не отпускал и рассказывал о том, какие у них замечательные граффити, рассказал, что муниципалитет легализовал их, дав им статус уличного искусства.

photo4

С трудом отделавшись от словоохотливого пограничника, я сразу потащила всех в музей африканского искусства, т.к. там была выставка кукол, к которой у меня был особый интерес. Несмотря на нежелание моих товарищей, упиравшихся и не хотевших туда идти, музей нам всем понравился необычайно. Хотя смотреть там почти нечего, кроме временной выставки и пары каких-то африканских сувениров (причем, что в выставочном зале, что в сувенирном магазине выставлено примерно одно и то же), само здание музея очень интересно и он безусловно заслуживает того, чтобы его посетить.

photo5

Выставка афро-американских кукол, называвшаяся «Я вижу себя», не разочаровала; кроме прекрасных этнографических материалов, там было много всяких курьезов, вроде крупных кукол, изображающих чету Обама, а также было несколько кукол-перевертышей, которых я даже успела сфотографировать под жуткие вопли смотрительницы, т.к. не могла удержаться. Во-первых, они мне нужны для работы, а во-вторых, рассердил дебильный феминистский комментарий под экспонатом — якобы, находящиеся в рабстве мамушки давали своим детям играть таких черно-белых кукол, чтобы их собственные детки чувствовали , что их тоже любят. Хотя понятно, что это — какая-то бытовая магия (или просто вудуистская примочка), такие куклы были, например, и у русских.

photo9

photo10

photo11

Следующим в культурной программе у нас был обед. Мы заранее готовили себя к ядовитым американским макдональдсам, т.к. ничего хорошего от полуразрушенного и анемично-апокалиптичного города не ожидали, но оказалось, что в Детройте все с едой гениально. В первый раз мы совершенно случайно попали в корейский ресторан, где стояли огромные колбы с разнообразными сакэ (например, сакэ с ароматом черники, малины, абрикосов, острых перцев и т.д.), и было очень весело, приятно и вкусно.

photo20

После чего мы снова настроились на серьезный лад и отправились в музей прекрасных искусств. И как же он был прекрасен! По-первых, там совершенно великолепное собрание прикладного искусства в стиле модерн, очень приличная коллекция европейского искусства и прекрасный Диего Ривера. По американским и канадским меркам музей очень богатый. Но самое восхитительное в музее — само здание, помпезное и величественное с великолепными образцами американского чугунного литья.

photo23

photo27

После культуры, мы отправились гулять по набережной – настоящий променад, все прохаживаются, очень красивый, с прекрасным видом на широченную мощную реку, и местами в очень сносном состоянии, имеются даже очень красивые танцующие фонтаны.

photo28

Город величественный и прекрасный, с огромным количеством памятников и статуй.

photo32

Хотя некоторое количество апокалиписа все же имелось прямо в центре.

photo35

photo36

photo45

Но интересно, что несмотря на запустение и упадок, повсюду встречаются очень аккуратно заколоченные, или скорее, законсервированные здания, которые производят впечатление, что хозяин уехал ненадолго и скоро вернется. Мне показалось, что message абсолютно ясный – «мы ждем, когда вы отсюда уберетесь», и параллельно и потихоньку идет восстановление каких-то кусков города.

photo48

При том, что снаружи здания могут выглядеть довольно запущенными, внутри они, как правило, очень богато отделаны. Мы просто болтались по городу и заглядывали в разные здания наугад, но количество и богатство интерьеров, очень многие из которых составили бы достойную конкуренцию какому-нибудь Елисеевскому магазину, просто поражает. Повсюда мозаика, бронза, мрамор, граниты, яшмы и все это как-то буднично, без придыхания и каких-либо объяснительных надписей или табличек.

photo51

photo57

Мы сняли квартиру в самом центре, кругом не было ни одного белого лица, абсолютно пустые улицы, выбитые стекла и колючая проволока. Около дома околачивался вежливый дилер, очень благодушно предложивший нам товар, от которого мы отказались. Мы, конечно, сразу наведались в винный магазин, в котором несмотря на не очень респектабельные лица, все были предельно вежливы и предупредительны. Мы предположили, что такие прекрасные манеры скорее всего объясняются тем, что еще недавно, если кому-то казалось, что кто-то недостаточно вежлив, в него просто стреляли. Хотя вполне возможно, что так делают и до сих пор.

Особого интереса заслуживает дом, в котором мы сняли квартиру, он до боли напоминал сталинский ампир, мы его окрестили «домом со львами», т.к. у входа красовались два небольших, но с достоинством держащихся цементных льва. Остатки прежней роскоши повсюду. И при этом в самом доме был очень интересный контингент – огромные бесформенные тушеподобные люди, то ли женщины, то ли мужчины. Кстати, этот же абрис, когда лоб переходит в подборок, тот – в живот и так далее, встречается и в глубинке – например, в штате Нью Йорк, поэтому пол определить на глаз практически невозможно.

Наша квартира была очень интересной планировки, состояла из острых углов и производила такое впечатление, что ее просто произвольно и на скорую руку разрезали на куски, одна комната была вообще без окна, но при этом ванна была чугунная и на львиных ножках. Жилье, видимо, задумывавшееся как роскошное, стало социальным.

Наша хозяйка, судя по всему, тоже не чуралась магии — в прикроватной тумбочке нас ждала страшная вудуистская кукла, на искусственном дереве сидел черный ворон, а в шкафу была установлена лошадиная голова. Но мы не испугались, а, наоборот, решили бороться с колдовством изнутри, путем дезинфекции, и т.к. в дополнение к купленному нами в винном магазине хозяйка оставила много вина и пива, мы с удовольствием все и выпили без остатка. Правда, удивило то, что она нам потом поставила отличную оценку за хорошее поведение, можно себе представить, как себя ведут другие посетители.

photo64

Пожалуй, единственным местом, где Детройт вполне оправдал свою репутацию, был небольшой участок вокруг знаменитой Мичиганской центральной железнодорожной станции, и сама станция в неоклассическом стиле, но увеличенном в совершенно нереальной пропорции. Здание стоит в заколоченном состоянии уже больше 20 лет, вокруг колючая проволока и впечатление действительно довольно апокалиптическое.

photo66

Однако, совсем в двух шагах от станции, жизнь бьет ключом, и снова вдруг все становится весело и оживленно, например, в развеселом пабе рядом подавали безумно вкусное местное пиво и кругом значилось, что этому району уже почти 200 лет.

Наш поход в знаменитый Мичиганский театр напомнил историю с Провалом, разыгранную Остапом Бендером. Мы зашли в здание, в котором два джентельмена-охранника торжественно попросили подписать бумагу, что мы посещаем театр на свой страх и риск. Мы заплатили что-то около 12 долларов на всех, проехались на роскошном бронзовом лифте и оказались в полуразрушенном театре. Каковой, как потом оказалось, имел просто открытый выход на улицу, через который мы и могли бы пройти. Таким образом, нам туристической разводки избежать не удалось. Ну а в самом театре все было очень бутафорским.

photo68

Вовнутрь знамениого Masonic Temple нам попасть не удалось, оказалось, что это место настолько популярно среди туристов, что об экскурсии нужно договариться по специальному телефону и сильно заранее. Пока мы ходили вокруг здания и пытались понять, как проникнуть внутрь, к нему один за другим подъезжали большие автобусы и высаживали какие-то неимоверные толпы юных то ли скаутов, то ли пионеров. Попытка договориться с охранником (т.е. добровольно поучаствовать во втором за день лохотроне) ничем не увенчалась, и мы, удовлетворившись осмотром здания, отправились в греческий город есть прекрасную греческую еду и пить настоящее греческое вино.

photo77

photo78

photo79

Последним местом, которое мы посетили в Детройте был Прекрасный остров или Belle Isle место народных гуляний и увеселений с начала 20 века. Несмотря на то, что удивить нас уже было трудно, Прекрасный остров оказался действительно прекрасным – роскошная оранжерея и регулярный парк, который поддерживается с любовью и заботой.

photo81

А напоследок мы заехали и в мексиканский город — очень бедный мексиканский район, в котором мы решили поесть и не пожалели об этом, т.к. мексиканская еда была очень вкусной и дешевой. Сам мексиканский город — место не очень приятное, и мы там единственный раз проявили благоразумие и не фотографировали, хотя и погуляли, и даже немного пообщались с народом. На нас с надеждой посматривали какие-то деклассированные элементы, но мы им ничего не дали (потому как нам самим надо). В ресторане произошел еще один курьез — нас обслуживала молодая мексиканская девушка. Узнав, что мы из Канады (которая находится на самом деле на противоположном берегу реки), девушка застенчиво спросила, знакомы ли мы с Джастином Бибером – это, как оказалось, такой популярный канадский певец. Наш друг не растерялся, и сказал, что мы с Бибером соседи, всего в 4х часах друг от друга (певец родом из города Садберри). Приятель даже великодушно сказал, что готов передать от нее привет, на что девушка ужасно засмущалась, покраснела и очень искренне его поблагодарила, видимо приняв все за чистую монету. Вот так мы сделали человеку приятное. Конечно, курьез, но очень показательный: американцы, даже такие двуязычные, мультикультурные и натурализированные, ничего о том, что происходит за пределами Америки не знают, даже не знают ничего о своих ближайших соседях.

Два дня пролетели очень быстро, мы полюбили Детройт и теперь всех агитируем туда поехать, рассказывая о разных достопримечательностях этого города, например, вот о такой: «бухательный тур», или питейное заведение на колесах, очень оригинальная задумка. Около 20 человек садятся на велосипеды, приделанные к бару, находящемуся посередине. Нам встретилось несколько таких развеселых компаний, люди без устали крутили педали, не забывая при этом наливать себе и опорожнять с энтузиазмом.

photo84