Живописные красоты холодного времени года
В каждом добром поминщике
тлеет благодарный мертвец.
Но даже такое непространственное
отношение, кажущееся сюрреальным,
чтобы стать представимым и жизнеспособным,
переводится нами в квазипространственное.
Вероятно, так вот и возникает понятие территории
как критической дистанции между двумя существами
того же вида: между ними –
погребальный обряд:
с сирингой камышовой лужицы
и разворотом видом симметрии
на стылом ветру на широких пустошах,
когда умираем мы, глядя на запад,
а хоронят нас лицом на восток.
Природа в каждом из нас
так постепенно переходит
от добрых поминщиков к благодарным мертвецам,
что в этой непрерывности остаются незамеченными
и границы, и чему принадлежит промежуточное –
живописным красотам холодного времени года.
Скажу только,
что его и достаточно,
чтобы превратить восхитительный по оживленности пейзаж
в пограничную глушь между мертвыми и живыми.
В том смысле, как это было тогда:
когда эту разницу, между мертвыми и живыми,
я испытывал на себе, то есть – видел ее
не в природе их, а лишь в степени.
В том смысле, как это происходит теперь:
как в устаревшем декартовском cogito,
в котором тот, кто мыслит, уже не тождествен тому,
кого мыслит.
Между ними –
живописные красоты холодного времени года.
И я нахожу его более точным в свидетельствах,
чем при попытке растолочь свои кости,
сокрушить свое тело.
К парадоксальной цели поэтического Декарта
Влияние среды
может быть тем более выражено,
чем менее развит подвергающийся ему орган,
пока в конце концов теоретизирующий инстинкт
не станет телом подобен иссохшим ветвям,
сердцем подобен угасшему пеплу.
Там, где наступила весна,
нет, вероятно, ни одного мгновения,
чтобы она не напоминала ему
(теоретизирующему инстинкту) о своем благоденствии.
Но даже самым невзыскательным образом описанная весна
была бы лучше настоящей –
вынуждающей «рассматривать себя
как не имеющего в действительности
рук, глаз, плоти и крови, каких бы то ни было чувств,
но как ложно считающего себя их обладателем».
Что в одном случае
требует, вероятно, целого –
бесконечного, как потомок, –
столетия (ряда трех генераций),
то в другом совершается в один день:
и белое-пребелое, бихевиористское письмо
погружается в чистейшее умозрение, направляя свой быстрый ход
к парадоксальной цели поэтического Декарта.
Единственно возможный акт мысли –
не идеальный инвариант,
но обремененный локальными вариациями.
Единственно возможный акт мысли – перевернуть действительность
с ног на голову.
Перевернуть действительность
с ног на голову,
как еще лишенный данных опыта
(которые он приобретает относительно места в пространстве
при помощи известных движений тела и осязания) младенец
или – возвратившийся из царства мертвых пьяница
…матовая стеклянная пластинка
камеры-обскуры.
Циклон
Абстрактная линия времени закручивается,
как циклон. И, если смотреть с острия
его вихреобразной формы, –
против часовой стрелки.
В сравнении с длительностью
максимально интенсивных
и равномерных движений вещей,
из которых складываются годы и дни, –
всего ничего, очередной погодный кунштюк,
для которого я не нахожу подходящего
имени.
Что-нибудь
наподобие налетевшей бури,
сопровождающей бессвязные проклятия
какого-никакого, а человеческого присутствия.
Озноб,
вызывающий расстройство
жизненной силы с изменением пульса,
относится к особенностям этой штуки –
фантасмагории, то есть хрени,
существеннейшая из которых –
именно это ее первоначальное появление у берегов,
откуда она углубляется внутрь страны –
эллиптическими путями Атлантики,
транспонирующими мир
в бесконечную кривую,
касающуюся бесконечного множества кривых
в бесконечном множестве точек.
В кривую
с единственной переменной.
…И прямая*
(*абстрактная) линия времени
вновь изгибается, воспроизводя изгиб
дифференциального исчисления,
дифференциала-силка,
насыщаясь новыми турбулентностями
ветров, течений, флюидов и метеоров,
и завершаясь не иначе, как на манер
округлых рельефных форм,
складок местности, долин и вершин,
изъеденных эрозией косогоров
и зарождающихся оврагов.
Богатая изгибами мысль
предстает чем-то вроде простого факта.
Но и она,
и она, кому она может принадлежать,
как не картезианскому Богу –
единственному творцу
всех существующих в мире движений,
поскольку они вообще существуют
и поскольку они прямолинейны;
и лишь поскольку
различные положения материи (так ее перетак)
превращают эти движения в неправильные
и криволинейные?
Делают из Декарта – Лейбница.
И продолжают
…портить линию
(если не разрывают круг) движений крови –
покамест температура мышц,
влияя на скорость их сокращения,
не достигнет значений, достаточных для того,
чтобы удерживать в стылых пальцах перо:
начиная
с пиктографического письма
и заканчивая письмом алфавитным,
запечатлевая историю модификаций вида,
как это делает природа на крыльях бабочки:
металловидка-гамма.
***
Фотография в заголовке: «Живописные красоты холодного времени года», Юрий Гудумак.
Также тут, Предел систематике, осенний.