Обстоятельства & новый Парадайз

Андрей Левкин

Сейчас 14 мая 2020-го, а эта история возникла в начале апреля и тогда записана не была – выглядела слишком очевидной. Очевидной она кажется и сейчас, но теперь это уже склоняет ею заняться. Потому что тут как с сочинением литературы: не надо бороться с материалом, надо попасть в состояние – или его себе сделать – чтобы все излагалось само собой, как-то очевидно и даже банально. Это теперь она внутри чего-то, где выглядит очевидной, а чуть в сторону – станет непонятно, как вообще составилась.

Теперь тут Обстоятельства – обозначу этим словом сумму эпидемии, мер по ее поводу, самоизоляций, карантинов, эмоциональных реакций, действий и т.д. Есть вариант сайта Juxtapoz (Art&Culture), они предпочитают Uncertain Times. Примерно то же самое: обобщать, но не констатировать. Сейчас Обстоятельства не так, чтобы заканчиваются, но начали завершиться. По крайней мере, территориально, а территория тут существенна. Все разбилось на гос.монады, не так интересно что внутри них, как то, что существует между ними в отсутствии физической связи. Но в Балтии 15 мая открывают взаимные границы трех стран, разблокировка начинается, тема станет расплываться и опция банальной очевидности останется неиспользованной. 

Или иначе. В Обстоятельствах время бытовое. Не так, что все застряло, но нет привычных 24 кадров в секунду для всяческих идентификационных процессов. Они, как оказалось, должны происходить чуть ли не ежечасно. Все движется рывками, а внутренняя машинка все еще по умолчанию ориентирована на 24. Дискомфорт и непонятки, которые во копятся и к чему-то приведут. Да, это тоже банальное и очевидное (пока еще) утверждение. Останется ли оно таковым и после, когда упомянутая машинка привыкнет к новому режиму работы? Тогда если ситуация даже и не рассосется физически, то затрется, сделается настолько банально очевидной, что ее вообще не упомянешь.

Словом, в начале апреля сайт My Modern Met опубликовал материал Playful Pastry Chef Turns Ordinary Desserts Into Delightful Mini Scenes. Примерно «Игривый кондитер превращает десерты в очаровательные (и даже сладостные) мини-сценки». Высокохудожественные пирожные, не полностью съедобные (фигурки людей тут не едят, вроде). Но это предъявил сайт, балансирующий на теме современного искусства и некоторой массовости (арт-выёживания, пригодные для привлечения/развлечения масс). Похоже, не без некоторого ехидства, мизантропического. Кондитер весьма пригоден для массового консенсуса на эту тему. Во всяком случае, арт присутствует: красивые штучки и не без элементов игривого безумия. На некоторой границе между тем, этим и чем-нибудь еще. Пример – в заголовке, ниже еще будут. 

Автор – 23-летний кондитер Matteo Stucchi из Монцы, Италия. Сайт дает и рекламное разъяснение (переводить не буду, там наводящие восхваления): Whether a sugar-coated depiction of everyday life, a tasty take on a formal affair, an appetizing action shot, or a unique spin on a holiday cookie, Stucchi has a perfect confectionery for every occasion. Они на сайте еще и торгуют художественным и, соответственно, продвигают авторов рекламой. Тут, похоже, явно не без цинизма на тему, что раз уж искусство потребляется, то можно потреблять и совсем конкретно.

Но вот же: с виду кондитер – отчетливое искусство времени Обстоятельств (или Uncertain Times). Затрудненная социальная жизнь, мелкие индивидуальные креативы, производящие хоть какую-то радость. Но – все не так. Да, ссылку на материал в fb My Modern Met опубликовал в апреле, там я ее и увидел. Только это старый материал, исходная публикация на сайте была 8 ноября 2016.

Внутри Обстоятельств понятно и это. Тогда, с начала апреля все стали выкладывать в соцсети архивы, старые записи опер, спектаклей, всякое такое. Что еще делать институциям, которым требуется постоянная движуха, хоть какая. Современном арту тоже надо, а какие новые выставки в Обстоятельствах? Ладно еще перевозить и развешивать-устанавливать, но непременно должно быть открытие, а как? Архивные публикации естественны. Тут можно бы рассуждать о том, как прошлое становится настоящим – но в Обстоятельствах это бессмысленно, там это воспринимается без рефлексий.

Но почему они поставили именно это, арт-кулинара? Вот другая история времени Обстоятельств. А Скидан (это было в открытой ленте, примерно в середине апреля) написал, в частности, так: 
«… диссонанс эпохи самоизо: с одной стороны, судя по ленте и не только (все эти ссылки на стримы, (полу)бесплатные показы, доступ в архивы, лекции и т.п.), происходит невиданная прежде акселерация (вос)производства и потребления культурного контента, все как будто настолько изголодались по искусству и обтекающему его софту, что прям готовы закидать пустоту чем-нибудь общезначимым, кошерным. а у меня, если честно, ощущение полного коллапса и обесценивания культурных практик, включая философию, искусство, и софт, и хард. но без алармизма, т.е. я не думаю, что завтра, условно после отмены самоизо, мы проснемся, как говорится, в другой стране/мире. нет, в том-то и дело, что мы давно в них проснулись («и некуда проснуться» (Ремизов)), но, как часто бывает, пробуждение оказалось провалом в еще более глубокий сон. иными словами, с трудом заставляю себя что-либо читать или смотреть, не говоря о «производить» (залепляемое тенью приставки вос-, как позапрошлогодней клейкой лентой от мух). и копится, копится отвращение, которое не должно, утешаю я себя, утечь в-желчь-в-себе. сказанное не относится к самому по себе (для-себя) режиму изо, он меня не сильно травмирует, только к культур-побочке, призванной заткнуть пустоту».

Почему My Modern Met разархивировал кондитерский вариант? Да, строить схему на основании одной публикации и одного совпадения, даже и не совпадения, а рифмовки – не вполне корректно. Но в Обстоятельствах это не так, там совпадения не вполне случайны. Обычно шуршит процесс, а вот он остановился и отчасти видно, на каких основаниях происходил. Рельсы кругом, шпалы, механизмы. Типа покрывало майи на время обмякло, отчасти выцвело, утратило непроницаемость, и что стало быть видно? То, что она строится на инерции отношений, а время застопорилось – отношения рассасываются. Разумеется, это банально. Потом все будет как-то собираться заново, но уже не полагаясь полностью на динамику – она дала сбой, дискредитирована. Стала ненадежной. Ну а пока кино такое, что не 24 кадра, а 12 в секунду или вообще застыло в фотографию. Или дернется на 35. Не так что все замерло, но равномерность хода нарушена. Отсюда и ощущение, будто майю отключили – она, значит, не про статику, а про равномерность изменений. Теперь тут клейкая лента, дергается рывками, тормозит. 

А культур-побочка и есть массовый продукт. Там же все равно, какой именно тип потребления, на чем держится: на красивом, на вкусном, на идейном, на тематическом. Функционирует, не вызывая особого отвращения – когда внутри общего потока чего-то – даже если это не слишком разнообразный Пакет Культурного и Прекрасного. Понятно, уход культуры в побочку происходит постоянно, но – процесс начал дергаться, и все стало заметнее. Еще и некий перебор, в расчищенном – как бы ровно под него – времени этот пакет и должен заткнуть образовавшуюся пустоту. Но сколько ж можно пирожных. Теперь, для возникновения небольшого отвращения – креатив кондитера. 

Что до культуры, которая не побочка, то после высказывания А.Скидана В.Алень предложил тему раскрутить тему в частном чате. Но с проектом пока не получилось. То есть, по мне, именно что получилось – названа тема, ну и все. Зачем ее обсуждать, когда сформулированное отношение к культур-побочке само в ней и окажется. Назвать проблему, устроить место для ее обсуждений и все – единственный вариант. Все красиво, двусмысленно. 

Разумеется, с побочкой всегда так, проблема не решаема в принципе. Но сейчас и это виднее. Да, чтобы заниматься каким-то пространством, надо быть чуть в другом. И это – несомненная банальность, но внутри пространственно-большей банальности она выглядит ее несущей конструкцией. Дело не в том, что за пространство, которое свободно от культур-побочки и как в нем работать, но то, как оно делает вид, будто не существует. Разве что какие-нибудь музы и иррациональные вдохновения, а так его и нет. Заодно видно, как любые рассуждения на эту тему производят побочку: музы вот появились, майя, иррациональное. Торжественное. 

Так что – это мимоходом – если им и заниматься, то с другой стороны: не что в нем и как там, но каким образом результаты оттуда вываливаются продуктами. И это будет последовательной банальностю, но тут же Обстоятельства, с колес в побочку ничего не уходит. Когда все непрерывно подряд, то и не заметно, что в этот ряд не попадает. Как такую ловушку можно обойти – за вычетом молчания по ее поводу? Вот она теперь тут валяется, видимая со всех сторон. Разве что интуитивно ясно, что Обстоятельства предполагают не программы-манифесты, но инструкции (пользовательские). 

Тогда подразумевается некий пользователь. И тут другая сторона дела: кто все это воспринимает? Есть арт и культура, у них есть потребитель. Культур-побочка является продуктом, который потребляют. Как эти пирожные – употребляемые и умственно, и физически, и чувственно, и рефлексируя (как я в этой заметке). При стабильной майе есть ощущения движения и защищенности, а идентичность пользователя возникает хотя бы внутри процесса. Когда майя обмякает, то этого нет и пользователь-потребитель существует, только когда высказывается. А если ему противоречат, то это угроза его существованию. Разумеется, это вечное, возникло не с началом Обстоятельств – так что и с майей проблемы начались давно. Вообще, существует ли человек, все время доказывающий свое существование? Возможно ли без эмоций по любому поводу? Не высказался – отсутствуешь вообще, тут же не заявляешь мнение, а делаешь себя существующим на время. Само собой, в Обстоятельствах высказываниям довлеют сегодняшние новости. Обобщая, это как раённая лексика позволяет как-то обустроиться в мире, который непонятен, недружелюбен и т.п. Или семейная лексика, или детская, или общегражданская милота с вкусняшками, молочкой и как угодно со штампами-цитатами. Лучок, пироженки. Да язык вообще территория ужаса. Ну, его избывания. 

Но в Обстоятельствах высказывания бывают не только оценочно-эмоциональными (об эпидемии, мерах начальства, о переживаниях отсутствия физических контактов и утренних кафе). Есть и осознания чуть ли не остановки мира. Фб, фотография пустого Невского. Комментарии (авторов указывать незачем);
— Так было в 1960 я помню таким Невский И таким его очень люблю‬.
— Какой пустой!!! А, ведь всегда был шумным и многолюдным в любое время с утра до ночи.‬
— Пустота…‬

Но такое можно увидеть в любые сутки, если выйти под утро. И белых ночей в СПб нет? Что ли, если что-то движется, то видно только оно. А теперь движется как бы пустота. Нет процесса и все сделалось отчасти дискретным, а тогда пользователь (жизни) окукливается, что ли. Принимает вид, отчасти отделенный от реальности, что вполне художественно. Должны же арт-потребители делаться похожими на то, что потребляют? Вот другая публикация My Modern Met, примерно начала мая: 3D Artist Transforms Everyday People into Their Own Pixar Characters. Она тоже архивная, исходная была 12 сентября 2017. 

Описание: 
«Задумывались ли вы, как выглядели бы в качестве персонажа Pixar? Что ж, 3D-художник Lance Phan дает людям возможность увидеть себя «Pixar-Fied». Используя фотографии людей (или пары, он применяет (то да се), чтобы превратить их в стилизованные портреты, которые идеально соотносятся со стилем Pixar… В частности, его персонажи имеют то же внутреннее свечение, что и в фильмах Pixar… их тонкие, блестящие пряди волос и блики в глазах заставляют анимацию сиять».
Конкретика: «Phan работает на комиссионных и у него можно заказать портрет. Сейчас (ну, в ноябре 2017) он полностью забронирован, но обещает определить дату, когда сможет снова принимать предложения. А пока ознакомьтесь с его рекомендациями и ценами здесь».
Ссылку в «здесь» вставлять не буду, а вот картинки. 

Весьма художественная закольцовка. Зритель определяет собой продукт, он же продуктом окажется сам. Мир замирает, замер – по крайней мере, в частных случаях. Но по умолчанию следует, что все готово к тому, чтобы и мир (все остальное) воспринимался в остановленном побочно-культурном варианте, да хоть типа Pixar movies. И это как всегда, но в Обстоятельствах не только виднее, но и необратимее, на какое-то время. Это же рай, чисто Парадайз – назови или нарисуй себя каким хочешь, таким тут же и станешь. Нет ничего меняющегося, что этот выбор могло бы оспорить. Каждый будет ровно такой, каким ему хочется быть, и все примерно одинаковые, как же не Парадайз. Тем более, что гладкие и симпатичные. Теперь ничто не мешает такому превращению. 

И коммутировать в разделяемой стилистике проще. Ну а потребление чего угодно – процесс непрерывный, он соединит цивилизацию заново. Лента поедет ровно, все наладится. Но вот Modern Met, они арт-партизаны или все это им искренне нравится? Вечно тут теперь какие-то двусмысленности, очаровательно. Мутная прозрачная вода.