Из книги «Со слов мр҃твыхъ»

Нина Ставрогина

***

Есть граница,
станущая собой
только в секунду
пересечения, если намыть
из вороха линий, выбрать
из фасций, готовящих
не тот путь

Ошибка, что она
не перейдена

Есть простор,
спрятанный в орех
с подвохом: не то щипцы
нужны, не то земля

пустыря, где затеяна
стройка;

краеугольный просчёт
перекроил бы стену
своими свойствами,
усиливая или правя,
выбивая клин клином

Есть гробница, пока
опечатанная

На открытой местности
по ту сторону рая
ждёт под прикрытием молнии
зарайская башня, контур
осознанной необходимости

***

Стихийное ополчение
комьев, камней,
замостивших воздух,
ежом свернувшейся
реки, бросающейся наперерез

 всё напыленье, покровы
 кивающего истукана
 начало — дерево

 поэтому притягивается молния
 поэтому гарпии
 выполняют программу
 каждая в храме
 своего темпа

 всё равно как горит оно
 как ветшает и рубится

Падающего — что бы это
ни значило — поддержи
в падении, оттолкни
обрыв, бомбой или мольбой
бросающийся в ноги

    ибо я надеюсь не вернуться

 где бы ни заставала
 остановка — как для молитвы
 расстилается сам
 трёх дорог перекрёсток
 зависает ковром-самолётом

Электронные знаки
пишутся под копирку
на бесплотностный лист папируса
клинятся в глину
мелкнут в беснующееся обоснование
вавилонской башни

 не было в пакте
 ничего о контактах тканях
 стенах впритык

 не в юрисдикции
 этой гидры гибрида
 с виду бегство по сути стояние
 на своём не могу иначе
 на переезде — неувлекаемость
 всеми товарняками

Тьма, в которую —
каждый порыв,
ниоткуда не следует, нужная
сама по себе, не за́стимая
тьмой ни единой темы

не обсерватория
не собор

 не покидает затвора
 заточник когда двойник
 идёт к ножам булатным

Брешь берётся как вещь
будто код введён позволяющий
двум сплошнякам свободно разойтись

  всё это я лишь и годное
  что гвозди забивать калейдоскопом
  не более чем простой
  и точный ориентир
  упущенная наводка
  на завершение сбойки
  оригиналом и аналогом
  ничтожением и тверждением


НЁКК

Долой, но ещё
не вполне вон:
извне или снаружи тянет
эту последовательность нот
в определённой тональности,
являющуюся командой
встать над водой
как лист перед травой
или призывом
выплыть на ломаный
бережок — громоотвод для волн

Под чёрным нимбом, выдаваемым
как расширение/защита/знак смирения
при входе, — прежде являвшийся
лишь в очертаньях озёрный
магнитный пейзаж
с казнёнными законами
на перевёрнутых крестах
и философским камнем
невозможной смерти
с непотопляемыми венками
её колец

Соль наступает спереди
без оглядки
очерчивается вокруг
водолазного колокола
бездны что никогда
ещё не оставляла
своим попечением

Теперь теряет
связь — узлы

онтогенез прогоняется
туда-сюда как кубик рубика
обрастая новыми свойствами
и тут же отчуждая
прирост нечестия
стечений сочетаний

оказываешься где-то
где не работают никакие схемы
не от недостатка а от избытка

длящееся преодоление
порога о котором не помнишь —
переступаешь или
перелиёшься на другой

предмет дознания
до всякого был знания
событием дна
впадины где застойное
в амфорах солнце
в невремени капсулах
доисторические джинны
мазаны одним миром
доктрины дёгтя


ТЕОТИУАКАН

Приметы известны:
крокодилья пасть
тронные чучела
перекрёсток
обсидиан

ничем не отбрасываемая
река теней, гасящая
воду, испаряющая огонь

Неся свет затмения,
соединяющий
мяч-и-нож,
серп-и-диск,
опрометчиво полагать,

что узнаешь
ладью,
что оглядка
имеет смысл

Стаял, стал
минным полем имён,
воро́нками, сливными
отверстиями вещей, удержавшими
какао, маис

лишь как гущу и жмых
вспомогательных вычислений,
поддонный осадок
устаревших голосований,
чёрных и белых
счётных камней, выстилающих
Дорогу мёртвых, подъёмы
лестниц Луны и Солнца

***

простор — сатрап;
неподдельная,
не из-под палок его расстояний,
свобода — в углу
сожжённом и размыканном,
где только и сходятся
в соцветие — направления

в бесстенном тупике
уловленный сигнал
послан лесным пульсаром
из дендрария на воде
седьмой орбиты

  всё равно какой
  позывной:
  толцыте, и отверзется

не достать но если
разомкнуть и достроить
звенья по алгоритму
водорослей или щупалец
некоей подводной крапивы
в толще вакуума —
можно достичь действием
внешне подобным «ожечь»
и лишь потом уяснить
что никаких лесов нет и не было

последнее средство
занимает только одну
точку на линии жизни
долю толики
проращивает лишние
лепестки во все стороны

запрос из системы
хиросимы в систему
хризантемы
         на переупорядочение

в систему хризолита
         забрасывает ответами

в систему хризостома

         из-под сошедших
         у́гольных языков
         превращённое золото

***

Кристаллическая необходимость
излучает случай

фразы, упавшей
цветком или гадом
на лапу лазера,
процветающей измерения:

что одному

/ вклинивается
   Лик

реальность — икона
Страшного суда
неведомой школы
мироточит      /

      цветочек

аленький — другому
красный цветок

Из ниоткуда —
топлёная кровь
подтаивающей друзы
миров, наперерез
трактам, трактатам

Тот же камень,
всемирный атом:

в аспекте розы
в аспекте шипа
в аспектах обвала
и тонкой твёрдости
для поддевания блока

вся объёмная сложность
в перспективу обратную
отступает

соприродно лучу
соо́бразно лезвию

***

Ограничители, они же —
незамечаемые расширители
гранёной пустотности,

невостребованные,
как требуха и шкуры
за городской стеной

Непокорённые хребты
не то чтобы безумия, а как бы
внеумия, преткновения
о конец и край — но где́, как
не на разломе — разведать и взять
да и развидеть
и эту по́дать

Неконтрастные построения,
не дождавшиеся заливки,
гаснут и загораются
отдельными участками,
давая ход

в неявленный собор,
где хочешь подойти к причастию
но здесь (со стороны: причал, обрыв) —
Луксор
или близко
и таинства другие

герб унии
выхода — невступления:
в незакрашенном поле
левиафан с горбом-
невидимкой
с невидимками-плавниками
что засекаются без всяких чувств

прекрасен
синь как купорос — или цветущий газ
там мир провалится как нос
и вытечет как глаз

на мат предметного стекла
огнём на ворох дров
ни хоровода ни котла
слепцы слепясь в престолов

в худые сыпля кувшины
оптический обвес
всё прозревают с вышины
Отеческих небес

из мухи делают слона
чтоб изучить его
океанарий из окна
и всё из ничего