Мы с Андреем познакомились на даче у Жени Шерменевой, был тогда такой солнечный день зимний, январь или февраль, я запомнил, что было солнце. Женя тогда делала инстаграм-сериал «Mežs:Лес», позвала меня участвовать как художника, и Андрей брал по этому поводу у меня интервью. Для «Леса» я сделал большую серию рисунков, которые чуть позже благодаря Жене и Андрею стали выставкой в galerija ISTABA. Так вот, а в тот солнечный зимний день мы познакомились, вместе обедали, потом гуляли с собаками. Мы много говорили с Андреем в тот день. Андрей был интересным собеседником.
Оказалось, у нас много общих воспоминаний, говорили про Москву и про Ригу. Андрей мне прислал граффити с улицы Чака, которое было сделано еще в нулевые московским художником Кириллом Кто. А я знаю это место, и я ему потом присылал свой вариант этой фотографии.
Я делал домашние выставки, приглашал Андрея в гости. И еще он меня познакомил со своим другом художником Евгением Шитовым, и они вместе приходили. Я тогда рисовал в каталоге Ikea и нарисовал в этом каталоге пару портретов Андрея.
Мы встречались в мастерской у Евгения, встречались у меня, встречались у Жени. Поскольку была пандемия, мы не то, чтобы часто встречались. Но мы обменивались сообщениями, и чаще всего это были фото-сообщения. Я начал читать его книгу «Дым внутри погоды». Андрей так интересно там описывает один мост. Тот мост, который рядом с трамвайным депо – по его тексту я очень четко уловил, как Андрей чувствует Ригу.
Например, Андрей ехал по улице Лачплеша в сторону железной дороги, он ездил на велосипеде к себе в загородный дом, и там стоит такая труба посередине пустыря, поля. И вот он прислал мне фотографию этой трубы – а я ее нарисовал. Я рисовал эти виды, которые он выкладывал в фейсбук или просто присылал в сообщениях. С момента знакомства у нас выстроился такой визуальный диалог.
Или вот он прислал фотографию аистов. И сказал, что это птеродактили. И если присмотреться – у одного из аистов как будто гребень, а на самом деле это клюв другого аиста. Есть и другие рисунки, например, Андрей однажды прислал мне фото своего кота. Кот полосатый, зевает, я нарисовал его портрет и подарил Андрею.
Не только визуальный диалог был, конечно. Андрей и простые сообщения писал как художник. Его авторский язык везде проявлялся – в повседневном общении, в сообщениях, во всяких таких делах. Однажды он был в Праге, а у меня выставка была в Цюрихе. Он написал: «Эх, если бы доехать – но пятьсот километров». А последняя наша переписка была про плов. Я его однажды угощал пловом, и он спросил у меня рецепт. Я написал очень подробный рецепт и прислал фото. Он собирался его приготовить. Вот так.