Последние люди

Михаил Калужский

В 2021-м Нижнему Новгороду — 800 лет. «Центр 800», (курирует организацию юбилейных торжеств), и издательство TATLIN подготовили – при поддержке правительства Нижегородской области — большой том под названием «800 лет Нижнего Новгорода: пересборка. Истории города и его людей». Составители и редакторы книги — Кирилл Кобрин и Александр Курицын сделали не обычное «юбилейное издание». Авторов множество — писатели, историки, искусствоведы, философы, художники, филологи; все они пишут о городе, исходя из своего профессионального угла. Получилась действительно пересборка. Ниже мы публикуем вторую главу книги, посвященную XVII веку. И это – ПЬЕСА. (Примеч. P(n)F).


Пьеса для чтения

ПРОЛОГ

ХОР

Всяк возраст да разумеет, и всяк приложит ухо слушать, как из-за наших грехов допустил Господь Бог наш праведное Своё наказание от конца до конца всей России, и как весь славянский народ возмутился, и как все города по России были опустошены.

Кто из правоверных не заплачет или кто не возрыдает, видя гибель и окончательное падение столь многонародного государства, исполненного христианской святою верою греческого, от Бога данного закона и сияющего, как солнце на тверди небесной?

ЛЕТОПИСЕЦ

О, какие беды и горести довелось увидеть очам нашим! 

БОЯРИН

С чего начнем оплакивать — увы! — такое падение преславной, ясносияющей, превеликой России? 

СВЯЩЕННИК

О прочем же умолчим, да не постигнут нас, по словам апостола, беды, лишь немного побеседуем о происшедшем.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ. 1602 — 1613: МИНИН и ПОЖАРСКИЙ

ХОР

Всем людям, угодным Христу, известна высота и слава Великой России, каким образом возвысилась и сколь страшна была басурманам, германцам и прочим народам.

БОЯРИН

Преславное творение для видевших — построена была главная соборная церковь, и в ней живописные святые иконы, а еще столпы благочестия! 

ЛЕТОПИСЕЦ

Царь Иван был некрасив, ростом был высок, сухощав. Человек удивительного ума, изучивший хорошо книжную науку, красноречивый, в сражениях смел и за Отечество своё мог постоять. К подданным своим, от Бога ему данным, был очень жесток и в пролитии крови и убийстве решителен и неумолим. 

БОЯРИН

Какие были царские роскошные палаты, золотом внутри украшенные и красками многоцветными расписанные! 

ЛЕТОПИСЕЦ

Царь же Фёдор ростом был мал, был постник, смирен, о духовных делах больше заботился, проводил время в молитвах и нищим просимое раздавал. О мирских делах совсем не заботился — только думал о душевном спасении.

БОЯРИН

Сколько сокровищниц чудными царскими венцами, пресветлыми царскими багряницами и порфирами, и драгоценными каменьями, и всяким жемчугом многоценным были преисполнены! 

ЛЕТОПИСЕЦ

Царь же Борис красотой цвёл и внешностью своей многих людей превзошёл. Муж удивительный, редкостного ума, сладкоречивый, был благоверен и нищелюбив, распорядителен, о государстве своём много заботился и много хорошего по себе оставил. Один лишь имел недостаток, отлучивший его от Бога: к врачам был сердечно расположен, а также неукротимо властолюбив; дерзал на убийство предшествовавших ему царей.

БОЯРИН

Какие были дома знатных — в две и в три кровли, богатством и честью кипящие! Пресветлым и предивным этим государством владели преславные великие цари! И во всем совершенным устроением государство отличалось, и светом, и славою всех превзошло!

ХОР

Затем же — горе, горе! увы, увы! ох, ох! — свершилось огромное несчастье, и многомятежная буря поднялась, реки крови пролились! Люди правоверные, те, что не видели этого Великой России разорения, приблизьтесь, да поведаю вкратце боголюбезному вашему слуху о падении и последнем разорении такого превысокого и славой превознесенного царства. Горе, горе! Увы, увы! Как в наши дни очи видели наши и умы слышали наши о таком разорении и о запустении царствующего града Москвы от безбожных латынян, от польских и от литовских людей, от своих злодеев, изменников и богоотступников. 

СВЯЩЕННИК

Были же на нас беды многие: многие пожары, и многие нашествия иноплеменных, и многие глады и смертоносные язвы, и между собой нестроение. После же всех бед нам наказание горчайшее: прекратил Бог у нас царский корень.

ХОР

В год 1602 явился предтеча богоборного Антихриста, сын тьмы, родич погибели, из чина иноческого и дьяконского и вначале светлый ангельский чин отринул и отторгнул себя от участи христианской, как Иуда из пречистого сонма апостольского.

ЛЕТОПИСЕЦ

Расстрига же ростом был мал; внешность же у него была не царственная, препростое имел обличье и всё тело смуглое. Однако же был остроумен и в науке книжной сведущ, дерзок и многоречив, любил конные состязания, с врагами сражался смело, будучи сильным и храбрым; воинов очень любил.

БОЯРИН

И бесстыдно назвал себя царем Димитрием, вечнопамятного царя Ивана сыном, утверждая, что избежал рук убийц. И попросил помощи у литовского короля, чтобы идти с воинством на Великую Россию. Король же польский и паны — рада его, и кардиналы, и архиепископы их, и епископы много радовались о том, что меч поднялся на кровь христианскую. 

СВЯЩЕННИК

Тот же окаянный каких только бед и злобы не обрушил на Великую Россию! Святителей, над отцами начальствующих, свергнул, многих пастырей и наставников от паствы отлучил, много крови христианской пролил и, не насытившись таким бесовским ядом, взял себе в жены лютеранской веры девку Маринку. И хотел после этого разорить православную христианскую веру и святые церкви, завести костелы латинские и установить лютеранскую веру.

БОЯРИН

Премилостивый же наш триединый Бог не до конца позволил этому врагу изливать всезлобный яд и вскоре расстроил бесовские его козни. И душа его мучительно исторглась из него, и позорную смерть принял от руки правоверных. 

ХОР

Грехов же ради наших, всего православного христианства, опять под тем же именем царя Димитрия иной враг явился и прельстил малоумных и безумных, одержимых пьянством людей той же стороны, и все ту же преждеупомянутую Маринку-блудницу взял к себе на ложе, и собрал войско на богобоязненного и святым елеем помазанного царя и великого князя Василия Ивановича всея Руси, который был от корня святого благоверного великого князя Александра Ярославича Невского.

ЛЕТОПИСЕЦ

Шуйский, по имени Василий, называемый царем всей Руси, сам себя избрав, сел на престол имевших верховную власть, первых самодержцев, без Божия избрания и без Его воли, и не по общему из всех городов Руси собранному народному совету, но по своей воле. Василий, без соизволения людей всей земли, случайно и спешно, насколько возможна была в этом деле скорость, людьми, находящимися только тут, в царствующем городе, без всякого его сопротивления, сначала в собственном его дворе был наречен, а потом и поставлен царем всей великой России.

СВЯЩЕННИК

Грехов ради наших, все города Московского государства от Москвы отступили. Немногие же города стояли в твердости: Казань, и Великий Новгород, и Смоленск, и Нижний, и Переславль Рязанский, Коломна, царство Сибирское — только эти города стояли в твердости, а другие все прельстились на дьявольскую прелесть.

БОЯРИН

К злочестивому замыслу присоединился король литовский и послал бесояростное свое воинство. И многие города и села разорил, и святые великие лавры разрушил. И бесчисленное множество православных были преданы мечу, и потоки крови пролились. 

ЛЕТОПИСЕЦ

Многие и из русских людей из-за малодушия своего, ради лихоимства и грабежей, к нему присоединились и так же кровь христианскую, как воду, проливали.

БОЯРИН

С казаками донскими и вольскими по их казацкому воровскому обычаю!

СВЯЩЕННИК

…и литвой, желая видеть кровопролитие и разорение. И не из-за одного этого ненасытного кровопролития великодержавная Россия в погибель впала, но множество явилось врагов, и неисчислимые обрушились на нее несчастья. 

БОЯРИН

В то же время собрались мордва, и бортники, и боярские холопы, и крестьяне, пришли под Нижний Новгород и осадили его. У них же старейшинами были два мордвина, и стояли под Нижним и многие пакости городу делали.

ЛЕТОПИСЕЦ

Боярин Федор Иванович Шереметев с ратными людьми пришел в Нижний. Нижегородцы же, видя приход к ним ратных людей, возрадовались, потому что им было утеснение великое от литовских людей и от русских воров. Шереметев же, будучи в Нижнем, на многих воровских людей от себя посылал войска и многих воровских людей побивал.

СВЯЩЕННИК

А нечестивые польские и литовские люди коварством проникли в царствующий и преименитый град Москву, прокрались, подобно губительным волкам, в ограду Христова стада и много насилия начали творить над православными христианами и внутри царствующего града устроили костелы.

БОЯРИН

Пришла весть в Нижний, что из Суздаля идет Лисовский с литовскими людьми и с русскими ворами за Волгу, воевать костромские, и галицкие, и унженские, и юрьевские места. И послал Федор Иванович Шереметев на них рать в судах, и сошлись с ними под Юрьевцом Поволжским на острове, и побили их наголову, а иных потопили. Лисовский же с небольшим отрядом, что в ту пору был на берегу, убежал, и возвратились ратные люди в Нижний со многим богатством.

ЛЕТОПИСЕЦ

Собрались многие понизовые люди: мордва и черемиса, и пришли под Нижний Новгород, и город Нижний осадили. Из Тушина пришли под Нижний литовские люди. Воевода у них был князь Семен Вяземский. Нижегородцы же, видя такое утеснение городу и прося у Бога милости, пошли на вылазку. И тех литовских людей и русских воров перебили многих, и воеводу у них князя Семена взяли и в Нижнем повесили без государева ведома.

ХОР

Непоколебимый же столп благочестия, предивный радетель христианской веры, крепкий твердый алмаз, человеколюбивый отец, премудрый священноначальник, святейший Гермоген патриарх, видя, что люди Божии в Великой России в большом смятении и совсем погибают, много поучал их и наставлял как поступать.

ПАТРИАРХ ГЕРМОГЕН

Мир вам, и прощение, и разрешение. Писать бы вам из Нижнего в Казань к митрополиту Ефрему, чтоб митрополит писал в полки к боярам учительную грамоту, да и к казацкому войску, чтоб они стояли крепко в вере, и боярам бы говорили и атаманам, что на царство проклятого Маринкина паньина сына не благословляю. Проклят от святого собору и от нас. И в Вологду властям пишите, что также бы писали в полки; да и к Рязанскому пишите, чтоб в полки также писали к боярам учительную грамоту, чтоб уняли грабеж, корчму, блядню и имели б чистоту душевную и братство, и промышляли бы, как обещали, души свои положить за веру. Да и во все города пишите. И те бы вам грамоты городов собрать к себе в Нижний Новгород и пересылать в полки к боярам и атаманам. А вам всем от нас благословение и разрешение в этом веке и в будущем, что стоите за веру неподвижно, а я должен за вас Бога молить.

БОЯРИН

Пишем мы к вам, православным христианам, всем народам Московского государства, господам братьям своим, православным христианам. Пишут к нам братья наши, как нам всем православным христианам остальным не погибнуть от врагов православного христианства, литовских людей. Для Бога, судьи живым и мертвым, не презрите бедного и слезного нашего рыдания, будьте с нами заодно против врагов наших и ваших общих; вспомните одно: только в корню основание крепко будет, то и дерево неподвижно; если же корня не будет, то к чему прилепиться?

СВЯЩЕННИК

Пусть бы служилые люди, не мешкая, поспешили под Москву ко всем боярам и воеводам и всему множеству народа всего православного христианства. Ратными людьми помогите! О том много и слезно со всем народом христианским вам челом бьем. 

ЛЕТОПИСЕЦ

Был же в городе Нижнем Новгороде некий муж благолюбивый и весьма рассудительный по имени Кузьма Минин, посадского чина. Муж родом не славен, но смыслом мудр, смышлен и язычен.

МИНИН

Святой Сергий явился мне во сне и приказал разбудить уснувших. Прочтите грамоты архимандрита Дионисия в соборе, а там что будет угодно Богу. 

ХОР

Минин! Муж доброприветный! Добролюбный! Благорассудный! Добромысленный! 

МИНИН

Захотим помочь Московскому государству, так не жалеть нам имения своего, не жалеть ничего, дворы продавать, жен и детей закладывать и бить челом, кто бы вступился за истинную православную веру и был у нас начальником. Сами мы не искусны в ратном деле, так станем клич кликать по вольным служилым людям.

ХОР

Казны нам откуда взять, служилым людям?

МИНИН

Я, убогий, с товарищами своими, всех нас 2500 человек, а денег у нас в сборе 1700 рублей. Брали треть: у меня было 300 рублей, и я 100 рублей в сборные деньги принес. То же и вы все сделайте. И какая хвала будет всем нам от Русской земли, что от такого малого города, как наш, произойдет такое великое дело. Я знаю, только мы на это подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников.

ХОР

Кого призвать походного воеводу?

МИНИН

Военачальника, в битвах искусного, стольника князя Дмитрия Михайловича Пожарскаго.

БОЯРИН

Князь же Дмитрий Михайлович в то время был у себя в вотчине, от Нижнего в 120 поприщах, лежал от ран.

СВЯЩЕННИК

И отправился архимандрит Печерского монастыря Феодосий и из всех чинов лучшие люди и молили Пожарского, чтобы он к ним в Нижний Новгород пришел и рать устроил и помощь Московскому государству учинил.

ПОЖАРСКИЙ

Прежде выберите из посадских людей, кому со мною у такого великого дела быть и казну собирать. Есть у вас Кузьма Минин, он человек служилый, ему это дело привычно.

ЛЕТОПИСЕЦ

В Нижний пришли смоляне и из иных городов служилые люди. Пришел князь Дмитрий Михайлович Пожарский. И нижегородские жители всяких чинов выбрали нижегородца посадского человека Кузьму Минина в полк ко князю Дмитрию Пожарскому. 

БОЯРИН

Князь Пожарский же начал писать по городам, в поморские и во все понизовые, чтобы им помогали идти на очищение Московского государства. В городах же, услышав, что в Нижнем собрание, рады были, и посылали к нему на совет, и многую казну к нему посылали. Услышали же в городах ратные люди, что в Нижнем собираются все свободные люди, пошли из всех городов. Первые же пришли коломничи, потом рязанцы, потом же из украинных городов многие люди казаки и стрельцы, которые сидели в Москве при царе Василии. 

ЛЕТОПИСЕЦ

Князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин им давали жалование. Бог же призрел ту рать и дал между ними совет великий да любовь, что отнюдь не было между ними вражды никакой. Которых лошадей покупали меньшей ценою, те же лошади пробыли месяц, те же продавцы не узнали; так Бог помогал всем. С посадских людей они собирали пятую часть от дохода ратным людям на жалованье. И собрали они ратных людей из Нижнего, чтобы идти к Москве для очищения Московского царства от Литвы злых еретиков.

ЕФРЕМ, КАЗАНСКИЙ МИТРОПОЛИТ 

Мы, и всякие люди Казанского государства, согласились с Нижним Новгородом и со всеми городами поволжскими, с горными и луговыми татарами и луговою черемисою, что нам быть всем в совете и соединенье, за Московское и Казанское государство стоять, друг друга не побивать, не грабить и дурного ничего ни над кем не делать; а кто до вины дойдёт, тому указ чинить по приговору, смотря по вине. Новых воевод, дьяков, голов и всяких приказных людей в города не пускать и прежних не переменять, быть всем по-прежнему. Казаков в город не пускать. Стоять на том крепко до тех пор, пока бог даст на Московское государство государя. А выбрать бы нам на Московское государство государя всею землею Российской державы. Если же казаки станут выбирать государя по своему изволенью, одни, не согласившись со всею землею, то такого государя нам не хотеть.

МИНИН

Мы, Нижнего Новгорода всякие люди, сославшись с Казанью и со всеми городами понизовыми и поволжскими, собравшись со многими ратными людьми, видя Московскому государству конечное разоренье, прося у Бога милости, идем все головами своими на помощь Московскому государству. Да к нам же приехали в Нижний из Арзамаса смоляне, дорогобужцы и вятичи, и многих других городов дворяне и дети боярские. И мы, всякие люди Нижнего Новгорода, посоветовавшись между собою, приговорили жизни свои и дома с ними разделить, жалованье и подмогу дать и послать их на помощь Московскому государству.

ПОЖАРСКИЙ

Быть нам всем, православным христианам, в любви и соединении, прежнего междоусобия не начинать, Московское государство от врагов очищать и своим произволом, без совета всей земли государя не выбирать, а просить у Бога, чтобы дал нам государя благочестивого, подобного прежним природным христианским государям. 

СВЯЩЕННИК

Литовские люди, услышав в Москве, что в Нижнем Новгороде собираются ратные люди, посылали к патриарху Гермогену, чтобы он писал, чтоб не ходили на Московское государство. Он же, новый великий государь исповедник, отвечал им: «Да будут те благословенны, которые идут на очищение Московского государства; а вы, окаянные московские изменники, будете прокляты». И после этого начали морить его голодом, и уморили голодной смертью, и предал свою праведную душу в руки Божии в 1612 году, месяца февраля в 17 день, и погребен был в Москве, в монастыре Чуда архистратига Михаила.

БОЯРИН

Князь Пожарский и Минин пришли в Ярославль. Князь Дмитрий Михайлович с товарищами и со всей ратью, прося у Бога милости, и отслужив молебны у Всемилостивого Спаса и у ярославских чудотворцев, и взяв благословение у митрополита ростовского Кирилла и у всех властей, пошли из Ярославля на очищение Московского государства. Пришли под Москву и стали табором у Арбатских и Чертольских ворот.

ЛЕТОПИСЕЦ

Князь Дмитрий и Кузьма и все ратные люди положили упование на Бога. И как Иерусалим был очищен последними людьми, так и в Московском государстве последние люди собрались и пошли против безбожных латын и против своих изменников.

БОЯРИН

И августа в 24-й день, на память святого отца нашего Петра митрополита, пошел гетман Хоткевич на Москву. Князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой с ратными людьми встал у Москвы-реки, от Лужников. Князь Дмитрий Михайлович со своей стороны встал у Москвы-реки, у церкви Ильи пророка Обыденного, а воевод, которые с ним пришли из Ярославля, поставил там, где был деревянный город по рву. А против гетмана послал сотни многие. 

ЛЕТОПИСЕЦ

И был бой великий с утра до шестого часа; гетман же, видя против себя крепкое стояние московских людей, напустился на них всеми людьми, сотни и полки смял и втоптал в Москву-реку. Едва сам князь Дмитрий с полком своим стоял против них. Люди же стояли в великом ужасе и посылали к казакам, чтобы сообща сражаться с гетманом. Они же отнюдь не помогали. 

СВЯЩЕННИК

Всею ратью начали плакать и служить молебны, чтобы Московское государство Бог избавил от погибели, и обещали всею ратью поставить храм во имя Сретения Пречистой Богородицы и во имя святого апостола и евангелиста Ивана Богослова да Петра митрополита, московского чудотворца. День же был близок к вечеру, и вложил Бог храбрость в немощного: пришел Кузьма Минин к князю Дмитрию Михайловичу и просил у него людей. 

ЛЕТОПИСЕЦ

Князь Дмитрий же ему ответил: «Бери кого хочешь». Он же взял ротмистра Хмелевского и три сотни дворянские, и перешел за Москву-реку, и встал у Крымского двора. Тут же стояла у Крымского двора рота литовская конная да пешая. Кузьма же с теми сотнями напустился прямо на них. Они же были Богом гонимы и помощью Пречистой Богоматери и московских чудотворцев. 

БОЯРИН

Гетман же, покинув многие запасы и шатры, побежал из таборов. Воеводы же и ратные люди встали по рву деревянного города, запасы и шатры все захватили. Начальники повелели стрелять казакам и стрельцам, и была стрельба на два часа так, что не слышно было, кто что говорит. Огонь же был и дым, как от пожара великого, гетман же был в великом ужасе и отошел к Пречистой Донской, и стоял всю ночь, не распрягая лошадей. Наутро же побежал от Москвы. Из-за срама же своего прямо в Литву пошел.

ЛЕТОПИСЕЦ

Пришли же изо всех городов и из монастырей к Москве митрополиты и архиепископы и всяких чинов всякие люди и начали избирать государя. И многое было волнение людям: каждый хотел по своему замыслу делать, каждый про кого-то своего говорил, забыв писание: «Бог не только царство, но и власть кому хочет, тому дает; и кого Бог призовет, того и прославит». Было же волнение великое, и никто не смел произнести имя, а если кто и хотел это сделать,то не мог; коли Бог чему не повелел, то не угодно Ему было. 

СВЯЩЕННИК

И положилась во всех людей мысль, не только в вельмож и служилых людей, но и в простых во всех православных христиан, и в сущих младенцев, и возопили все громогласно, что люб всем на Московское государство Михаил Федорович Юрьев. В тот же день была радость великая в Москве, и пришли в соборную апостольскую церковь Пречистой Богородицы, и служили молебны с звоном и со слезами. И была радость великая, как будто из тьмы люди вышли на свет. 

ЛЕТОПИСЕЦ

Царь Михаил Федорович пожаловал князя Дмитрия Пожарского боярином, а Кузьму Минина — думным дворянином. Положил ему оклад 200 рублей в год и двор в Нижегородском кремле у Спасо-Преображенского собора. Собирал Минин налог с купцов Гостиной и Суконной сотен и с черных сотен и слобод.

ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

Жалую думного своего дворянина Кузьму Минина за его, Кузьмину, многую службу вотчиной в селе Богородском Нижегородского уезда с девятью деревнями. 

ПОЛЬСКИЙ ПОСОЛ

Да и теперь у вас Кузьма Минин, мясник из Нижнего Новгорода,

казначей и большой правитель, всеми вами владеет, и другие такие же

многие по приказам у дел сидят!

ЦАРЬ МИХАИЛ ФЕДОРОВИЧ

В Нижний Новгород боярину и воеводам нашим князьям Владимиру Ивановичу

Бахтеяру-Ростовскому да Борису Ивановичу Нащокину, да дьяку нашему

Андрею Варееву. Бил нам челом думной наш дворянин Кузьма Минин, что живет он на Москве при нас, а поместья и вотчина за ним в Нижегородском уезде, и братья его и сын живут в Нижнем Новегороде, и им, и его людям и крестьянам от исков и от поклепов происходит неудобство великое. Братьев его и сына и людей и крестьян ни в чем в Нижнем Новгороде судить не велите, а велите их судить в Москве. 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ. 1605 — 1682: МИНИН и ПЕТРОВ

ЛЕТОПИСЕЦ

В год 1605 в месяце мае в пределах Нижнего Новгорода, в деревне, нарицаемой Велдемановой, родился он, сын Минин, от простых, но благочестивых родителей.

ХОР

Минин?

СВЯЩЕННИК

Наречено ему имя Никита, по имени преподобного чудотворца Никиты Переяславского. По желанию Никитину, но больше по Божию смотрению, отец отдал его учиться грамоте Божественного Писания. Оставил он дом и отца и бежал в Макарьев Желтоводский монастырь близ Нижнего Новгорода.

ЛЕТОПИСЕЦ

Желая ко спасению найти путь удобный, в Анзерском скиту принял монашеский постриг, получив имя Никон.

ГРЕЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК

Великая церковь в Новоспасском монастыре выстроена архимандритом Никоном. Она благолепная, красивая, душу веселящая; мы не находим в Москве подобную ей по возвышенности и радующему сердце виду!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Велю, чтобы Никон каждую пятницу приезжал во дворец к утрени, после которой желаю его беседою наслаждаться.

СВЯЩЕННИК

Великий самодержец Никона весьма возлюбил!

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Никон сделался моим личным другом.

ГРЕЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК

Пресвятая Троица да умножит Вас превыше всех царей и благополучно сподобит Вас принять превысочайший престол великого царя Константина, прадеда Вашего, и освободить народ благочестивых и православных христиан от нечестивых рук. Хвала благодати, что просветил Вас Дух Святой и избрали такого честного мужа, преподобного инокосвященника и архимандрита господина Никона. Он достоин утверждать Церковь Христову и пасти словесные овцы Христовы.

ХОР

У окольничего Федора Ртищева дома кто собирается?

ЛЕТОПИСЕЦ

Ревнители благочестия! Духовник царя Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора Иван Неронов, епископ Коломенский Павел, Даниил и Лазарь, протопопы Логгин и Аввакум.

АВВАКУМ

Родился я в нижегородских пределах, за рекою Кудмой, в селе Григорове. Отец мой был священник Петр, любитель питья хмельного, мать — Мария, инокиня Марфа, постница и молитвенница, учила меня страху Божию. Рукоположен в дьяконы в двадцать один год, через два года в попы поставлен. Когда прихожане меня второй раз изгнали из села Лопатицы, я отправился в Москву, и Божиею волею государь меня велел в протопопы поставить в Юрьевец-Повольской.

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

Избранному и крепкостоятельному пастырю и наставнику душ и телес наших, милостивому, кроткому, благосердому, беззлобивому, любимцу и наперстнику Христову и рачителю словесных овец, сияющему во архиереях, как солнцу, светящему по всей вселенной, великому господину и богомольцу нашему, преосвященному и пресветлому митрополиту Никону Новгородскому и Великолукскому, личному нашему другу душевному и телесному. Создатель и Творец и Бог наш изволил взять от здешнего прелестного и лицемерного света отца нашего и пастыря великого господина кир Иосифа, патриарха Московского и всея Руси. И я тебе в том, великому господину, челом бью: возвращайся

Господа ради поскорее к нам выбирать патриарха.

АВВАКУМ

Мы с братиею да с митрополитом казанским Корнилием, написали челобитную, подали царю и царице – о духовнике Стефане, чтоб ему быть в патриархах. Стефан же сам не захотел и указал на Никона митрополита. Царь его и послушал. 

НИКОН

По преданию святых апостолов и святых отцов не подобает в церкви падать на колени, но творить поясные поклоны, и еще всем тремя перстами креститься.

АВВАКУМ

Мы задумались, сойдясь между собою; видим, что зима наступает; сердце озябло, и ноги задрожали. 

НИКОН

Надлежит нам исправить как можно лучше все нововведения в церковных чинах, расходящиеся с древними славянскими книгами. Как поступать: последовать ли новым московским печатным книгам, в которых от неискусных переводчиков и переписчиков находятся разные несходства и несогласия с древними греческими и славянскими списками, а прямее сказать, ошибки, или же руководствоваться древними, греческими и славянскими, так как они представляют один и тот же чин и устав?

ХОР

Достойно и праведно исправлять сообразно старым харатейным и греческим спискам.

АВВАКУМ

А в нашей России было знамение: солнце затмилось в 1654 году, за месяц до мора. Плыл Волгою-рекою архиепископ Симеон Сибирский, и в полдень была тьма, часа с три, плачучи, у берега стояли. Солнце померкло, с запада луна поднималась, по Дионисию — являл Бог гнев свой к людям; в то время Никон-отступник веру искажал и законы церковные. И потому Бог излил фиал гнева ярости своей на Русскую землю.

ИВАН НЕРОНОВ

Мы ни в чем не согрешили перед Никоном патриархом, он смиряет и мучит нас за правду… Он ждет, чтобы мы попросили у него прощения: пусть и сам он попросит у нас прощения и покается перед Богом, что оскорбил меня напрасно.

БОЯРИН

Видите, братья, последнее время: встали новые учители, от веры православной и отеческого предания нас отвращают и велят нам служить на ляшских крестах по новым служебникам. Помолитесь, братья, чтоб нас Бог сподобил в православной вере умереть, как и отцы наши!

ГРЕЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК

Вы, соединяющие великий перст с двумя малыми последними, имеющими между собою неравенство и местный разлад, как можете вы исповедовать таинство Пресвятой Троицы, со-присущной и равнославной? Поистине, неприличен ваш способ изображения того первообразного, в котором нет ни первенства, ни последовательности, ни большинства, ни меньшинства!

ИВАН НЕРОНОВ

Никон! Тебе клеветники клевещут на добрых людей, а ты им веришь! Прежде ты друг наш был, а теперь на нас восстал! А скольких ты разорил, и на их место поставил иных, и от них доброго ничего не слышать. А скольких ты обвинил в том, что они людей мучат, так, мол, нельзя. А сам беспрестанно мучишь: старца соловецкого велел бить немилостиво. Ныне от тебя боголюбцы терпят скорбь, и беды, и разорения.

ЛЕТОПИСЕЦ

1653 года в августа 4-й день протопоп Иоанн Неронов собора Пресвятой Богородицы царствующего города Москвы сослан был в ссылку патриархом Никоном за Вологду, в Каменский монастырь. 

НИКОН

Там держать его на цепи, в железах, и чернил ему не давать.

ИВАН НЕРОНОВ

Священники и все церковные чада! Завелись у нас новые еретики; мучат православных христиан, творящих поклоны по отеческим преданиям, а также сложение перстов толкуют развращенно по своему умыслу. Дал благочестивый царь-государь Алексей Михайлович волю тебе, Никону, и ты, зазнавшись, творишь всякие поругания, а ему, государю, сказываешь: я-де делаю по Евангелию и по отеческим преданиям. Но ты творишь так, как сказано в Евангелии: надругались жиды над истинным Христом! Да будет время, и сам из Москвы побежишь, никем же гоним, только Божиим изволением. Да и ныне всем вам говорю, что если он нас посылает вдаль, то вскоре и самому ему бегать. Да и вы если о том станете молчать, всем вам пострадать. Не одним вам говорю, но и всем на Москве и на других местах: за молчание все пострадают.

ГРЕЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК

На праздник Пасхи 15 апреля 1655 года Никон надел на себя саккос, недавно устроенный по заказу его, из желтой венецианской парчи, вышитой чистым золотом, аршин которой стоил более пятидесяти динариев рублей; саккос этот по всем краям на четыре пальца ширины усыпан был крупным жемчугом и драгоценными камнями высокой цены. Он стоил будто бы более тридцати тысяч динариев и был невыносимо тяжел; один епитрахиль при нем, усаженный жемчугом, весил целый пуд, так что Никон при всей своей крепости оставался в этом саккосе только до окончания канона, а потом вошел в алтарь и надел на себя саккос полегче. 

ПОЛЬСКИЙ ПОСОЛ

Прежде в Москве жило много иностранных купцов: немцев, франков, шведов, англичан. Все они обитали внутри города, но нынешний Патриарх Никон, в высшей степени ненавидящий еретиков, выселил их.

АВВАКУМ

Он, Никон, не исповедует в своих новых законах Христа, во плоти Пришедшего (ложь!), не исповедует Христа Царем (ложь!) и Воскресение Его, подобно иудеям, скрывает (ложь!); не называет Духа Святого истинным (ложь!), и сложение креста в перстах разрушает, и многими ересями людей Божиих и твоих наполнил. Ох и горе душе моей! Говорить много не смею: тебя бы не опечалить, а время отложить новые служебники и все дурные Никоновы затейки. Исторгни, государь, его злое и пагубное учение, пока не пришла на нас конечная пагуба.

СВЯЩЕННИК

И на справщиков книжного Печатного двора, и на священников московских церквей Аввакум написал, что они пожирают стадо Христово злым учением и слова используют отступнические, а не природные наши славянского языка. Их же отщепенцами и униатами называет, потому что они ходят в рогах вместо обыкновенных славянских скуфей. И причащаться Святых Тайн православным христианам у тех священников, которые по новоисправленным служебникам Божественные литургии служат, не велит.

ПОЛЬСКИЙ ПОСОЛ

Бояре прежде входили к патриарху без доклада привратников; он выходил к ним навстречу и при уходе шел их провожать. Теперь же, как мы видели собственными глазами, министры царя и его приближенные сидят долгое время у наружных дверей, пока Никон не дозволит им войти: они входят с чрезвычайной робостью и страхом, причем до самого окончания своего дела стоят на ногах, а когда затем уходят, Никон продолжает сидеть.

БОЯРИН

Царское величество на тебя гневен, потому и к заутрене не пришел, и не велел ждать его и к литургии. Ты пренебрег царским величеством и пишешься великим государем, а у нас один великий государь — царь. 

НИКОН

Я называюсь великим государем не собою — так повелел называться и писаться мне его царское величество; на это мы имеем свидетельство — грамоты, писанные его царскою рукою». 

БОЯРИН

Царское величество почтил тебя как отца и пастыря, но ты не уразумел. И ныне царское величество повелел сказать тебе, чтобы впредь ты не писался и не назывался великим государем и почитать тебя впредь не будет.

НИКОН

Многогрешный богомолец ваш, смиренный Никон, бывший патриарх, о вашем душевном спасении и телесном здравии Господа Бога, ей-ей, со слезами молю. И милости у вас, государей, и прощения прошу… Господа Бога ради простите меня, многое к вам, великим, мое согрешение… Знаю, о знаю, как велико мое перед вами согрешение, ему, ей-ей, воистину несть числа. А если, умилосердившись, желаете знать о мне, грешном, то скажу, что по отшествии с Воскресенского подворья вашего боярина ждал я от вас, великих государей, по моему прошению милостивого указа, и не дождался, и многих ради болезней моих велел отвезти себя в ваше государево богомолье — Воскресенский монастырь. 

АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ

От начала Московского государства не бывало такого бесчестия соборной и апостольской Церкви, какое учинил бывший патриарх Никон. Он по своим прихотям, самовольно, без нашего царского повеленья и без соборного совета оставил ту соборную нашу Церковь и отрекся от патриаршества, никем не гонимый. И от того его отшествия многие смуты и мятежи учинились, и соборная апостольская Церковь вдовствует без пастыря тому ныне девятый год. Допросите его, бывшего патриарха Никона, для чего он патриарший престол оставил и сошел в Воскресенский монастырь.

НИКОН

Бог тебя судит; я еще на избрании своем узнал, что тебе, государю, быть добру ко мне только до шести лет, а потом быть мне ненавидимым и мучимым.

ХОР

Сколько епископов судят епископа и сколько патриарха? 

НИКОН

Епископа судят двенадцать епископов, а патриарха вся вселенная.

ХОР

А вот ты один осудил и изверг епископа Коломенского Павла не по правилам.

НИКОН

Я его не изверг, а только снял с него пеструю мантию и сослал в монастырь. 

ХОР

Сослал его в монастырь, и там его мучили, и он из монастыря пропал без вести. Прежде ты не имел обычая носить пред собою знамение креста — откуда этому научился?

НИКОН

Крест есть победное знамя всех христиан против врагов видимых и невидимых. 

ХОР

Правда, но как дерзнул ты, уже по отречении от престола и идя на суд, делать то, что не делал во время своего патриаршества?

ЛЕТОПИСЕЦ

Никон ничего не отвечал, и патриархи приказали своему архидиакону взять крест из рук Никонова дьякона, говоря: «Ни у кого из православных патриархов нет в обычае, чтобы пред ним носили крест; Никон взял то у латинян».

ХОР

Ныне тебя, Никона, бывшаго патриарха, по правилам святых апостолов и святых отцов, извержем, и отныне не будешь патриарх, и священником не будешь служить, но будешь как простой монах. 

ЛЕТОПИСЕЦ

И сказали ему главные вины его.

БОЯРИН

Ты патриаршеского престола отрекся с клятвою и отошел без всякой правильной вины, сердясь на великого государя.

СВЯЩЕННИК

Ты писал ко Вселенскому Константинопольскому патриарху Дионисию, что на Руси исчезло соединение с св. Восточною Церковию, и от благословения святейших Вселенских патриархов отлучились, и приложились к Западному Костелу, и тем ты, Никон, святую православную Церковь обругал, и благочестивого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, и весь священный Собор, и всех православных христиан обесчестил, и назвал всех еретиками.

ГРЕЧЕСКИЙ СВЯЩЕННИК

Ты же, Никон, и нас, истинных православных патриархов, бесчестил, называл не патриархами, и правила соборные Церкви называл ложными, и враками, и будто еретики их печатали. 

БОЯРИН

Да ты же, Никон, Коломенского епископа Павла без Собора, вопреки правил, изверг, и обругал, и сослал в ссылку, и там его мучил, и он пропал безвестно — и то тебе извержение вменится в убийство.

ЛЕТОПИСЕЦ

Наконец, объявив ему, что он уже не патриарх, а простой инок и должен идти на место своего покаяния в Ферапонтову обитель в Белозерских пределах, отпустили его из церкви.

ХОР

Благоверному и благочестивому, и пресветлейшему, великому государю нашему, царю и великому князю Алексею Михайловичу, всея Великия и Малыя и Белые Руси самодержцу, бьют челом твои государевы богомольцы — Соловецкого монастыря келарь старец Азарий, да казначей старец Геронтий, и священники, и дьяконы, и соборные чернцы, и вся рядовая братия, и послушники, и трудники.

По научению Никона, бывшего патриарха, и по новоизложенным его книгам проповедуют нам его новые ученики новую незнаемую веру по своему плотскому мудрствованию, а не по апостольскому и святых отцов преданию. Этой же веры не только мы, но и прадеды, и отцы наши до Никонова патриаршества и до сего и времени и слухом не слыхали. 

И ту истинную нашу православную веру они хулят, и весь церковный чин и уставы нарушили, и книги все перепечатали по своему разумению богопротивно и развращенно.

В тех же, государь, новых книгах велено говорить трижды «аллилуйя», а в четвертый раз — «слава Тебе, Боже». И мы, богомольцы твои, троить божественныя «аллилуйя» отнюдь не смеем, боясь гнева Божия и Пречистой Богородицы. Также, государь, и Символ православной христианской крестьянсюе веры изменили же: говорят — «в Духа Святого Господа животворящего», а «истинного» убрали. А святые отцы, государь, отнюдь того не изменяли, и прибавить, и убавить ничего не смели.

А книги перепечатали не по преданию святых отцов, и учат нас ныне новой вере, как будто не знающих Бога мордву или черемисов.

А те книги, государь, которые вновь выходят у греков, те печатают у латын, в Риме и в Венеции, или кто где хочет. А старые книги у них, у греков, ныне есть, еретиками испорчены, посеяно в них много дурных плевел, поскольку во время тех старых книг у греков еретиков и богохульников и иконоборцев было много.

Милосердный и благочестивый, Богом избранный, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович! Помилуй нас, нищих богомольцев своих и сирот, не вели, государь, тем новым учителям и вселенским патриархам истинную нашу православную веру, самим Господом нашим Иисусом Христом и святыми апостолами переданную, изменять и поругать, чтобы нам Господа не прогневать и вовеки в бесконечное мучение осужденными не быть, и вовеки душою и телом не погибнуть.

АВВАКУМ

Государь свет наш! Что я начну говорить тебе, восстав, как от гроба, от своего дальнего заключения? Возвещу ли тебе свое смертоносное житье или скажу тебе о церковном раздоре? Я чаял, живя на Востоке среди многих смертей, что здесь, в Москве, тишина, а ныне я увидел Церковь еще больше смущенною, чем прежде. Моровое поветрие немало было для нас знамением от Никоновых затеек, и агарянский меч десять лет стоит беспрестанно с тех пор, как Никон раздрал Церковь. Увы душе моей бедной! Лучше бы мне скончаться в пустыне Даурской среди зверей, нежели слышать ныне, как Христа моего в церквах называют невоскресшим — новая клевета! Знаю, что скорбно тебе, государю, от моей докуки, но не сладко и нам, как ребра наши ломают, и, развязав нас, кнутьем мучат, и томят на морозе голодом. 

Что есть ересь наша или какой раскол внесли мы в церковь, как 

блядословят о нас никониане? Называют раскольниками и еретиками, а иногда и предтечами антихристовыми. Прости им, Господь, этот грех: ведь не знают, бедные, что творят. Не знаем у себя ни следа ересей — пощади нас, Сын Божий, от такого нечестия и от раскольства. Бог свидетель, и пречистая Богородица, и все святые! Если мы раскольники и еретики, то и все святые отцы наши и прежние цари благочестивые и святейшие патриархи таковы же. 

СВЯЩЕННИК

В Патриаршей крестовой палате перед освященным собором в тех своих злокозненных письмах, в ложных учениях покаяния и повиновения Аввакум не принес и во всем упорствовал. Еще же и освященный собор укорял и неправославным называл. И за то он, Аввакум, 1666 года 13 мая, в соборной церкви священного сана извержен и проклят.

АВВАКУМ

На Мезени из дому моего двух человек удавили никониане-еретики на виселице; на Москве – старца Авраамия, духовного сына моего; Исаию Салтыкова в костре сожгли; старца Иону-казанца в Кольском рассекли на пять частей. На Колмогорах Ивана Юродивого сожгли. В Боровске Полиекта священника и с ним 14 человек сожгли. В Нижнем человека сожгли. В Казани 30 человек. А по Волге живущих во городах, и в селах, и в деревеньках тысячи тысячам положено под меч. Почивайте, миленькие, до общего воскресения и о нас молитесь, да и мы ту же чашу изопьём.

ЕПИФАНИЙ

Послали к нам никониане, новые мучители, с Москвы в Пустоозерье полуголову Ивана Елагина со стрельцами. Он же, приехав к нам, и взяв нас из темницы, стал наказ читать. Там описано царское величие и такое сказано: «Веруете ли вы в символе веры в Духа Святого не истинного и хотите ли креститься тремя перстами по нынешнему велению цареву? Аще примете сии две тайны, и царь вас вельми пожалует». И мы отвечали: «Мы веруем и в Духа Святого Господа истинного и животворящего, а тремя перстами креститься не хотим: это нечестиво».Три дня уговаривали нас эти две преступные вещи принять, и мы их не послушали. И они нам за это по наказу отрезали языки и руки отсекли: Лазарю священнику — по запястье, Феодору-дьякону — поперек ладони, мне, бедному, — четыре перста, восемь костей.

ЛЕТОПИСЕЦ

В Великую пятницу, 14 апреля 1681 года, в Пустозерске взвели на костер в срубе протопопа Аввакума, священник Лазаря, диакона Феодора и инока Епифания за великие хулы на царский дом.

АВВАКУМ

Всяк правоверный много не рассуждай, пойди в огонь. Бог благословит, и наше благословение да есть с тобою вовеки!

ЛЕТОПИСЕЦ

В Нижегородском уезде чернецы, когда пришли стрельцы, запершись в кельях, зажгли их и сгорели. Двор пуст Фофанка Андреева, а он, Фофанко с детьми, на овине сгорел, а жена его умерла. Мишка Ильин сгорел в бане с дочерьми своими и с внуками. Васильевы, крестьяне Арзамасского уезду деревни Коваксы, сгорели, да у Мамошки Сергеева шестеро детей на овинах. А Мамошка сам себя ножом заколол.

ХОР

О, какие беды и горести довелось увидеть очам нашим! 

И кто из христиан не преисполнится плача и рыдания? Кто не ужаснется, услышав о такой скорби и печали родной по духу братии своей? Приклоните уши ваши, и примем страх Божий в сердца свои, и начнем просить милости у всещедрого Бога с неутешными слезами, и вздохами, и стенанием! 

ИСТОЧНИКИ ЭТОГО ТЕКСТА

Авраамий Палицын, “Сказание о осаде Троицкого Сергиева монастыря от поляков и Литвы; и о бывших потом в России мятежах” 

“Повесть о победах Московского государства”

“Плач о пленении и конечном разорении Московского государства”

“Писание о преставлении и погребении Михаила Скопина-Шуйского”

“Новая повесть о преславном Российском царстве”

“Повесть о чудесном видении в Нижнем Новгороде”

Иван Тимофеев, “Временник”

Никоновская летопись

“Столбцы по Нижнему Новгороду”

Грамоты московского патриарха Гермогена

“Летописная книга», приписываемая И. М. Катыреву-Ростовскому

“Известие о нижегородском гражданине Козьме Минине Сухоруком”

Иосиф Будило, “Дневник событий, относящихся к Смутному времени”

“Нижегородский летописец”

Приходная книга Нижегородского уезда за 1612 год

“Стоглав”

Разрядные книги начала XVII века

Дипломатическая переписка начала XVII века, опубликованная в 137 томе сборника Императорского Русского исторического общества, М., 1912

“Повесть о Земском соборе”

Грамоты царя Михаила Фёдоровича

Письма Яна Гридича

Иван Шушерин, “Извещение о рождении и воспитании, о житии святейшего Никона”

Павел Алеппский, “Путешествие антиохийского Патриарха Макария в Россию”

Переписка патриарха Никона

Переписка царя Алексея Михайловича

Письма и челобитные Ивана Неронова

“Записка о жизни Ивана Неронова”

Переписка протопопа Аввакума

“Житие” протопопа Аввакума

Переписка Феодосии Морозовой

“Житие инока Епифания”

Челобитная Соловецкого монастыря

Переписка Паисия Лигарида

“Сведения о самосожжениях старообрядцев в Нижегородском Поволжье”

В заглавии публикации использован фрагмент этой карты:

Карта России, взятая с рукописи, начертанной Фёдором, сыном царя Бориса, и расширенная до рек Двины, Сухоны и других мест, насколько можно было сделать на основании доступных карт и описаний, и Великому Государю Царю и Великому Князю Михаилу Фёдоровичу Всея Руси Самодержцу Владимирскому, Московскому и Новгородскому, Царю Казанскому, Царю Астраханскому, Царю Сибирскому, Господину Псковскому, Великому Князю Смоленскому, Тверскому, Югорскосу, Пермскому, Вятскому, Болгарскому и проч.; также Господину и Великому Князю Нижегородскому и проч.; Господину земли Иверской, Картлинской и Грузинскому Царю и проч.; посвящённая Гесселем Герардом 1614

Гессель Герриц
Амстердам
Ян Блау, 1658
Испанское издание.

Из коллекции Алексея Финикова