Can

Postnonfiction

В каком-то (поясняемом далее) смысле тут чрезвычайно индивидуальный случай. Сначала из Википедии: Can was a German experimental rock band formed in Cologne, West Germany in 1968. Later labeled as one of the first krautrock groups, they transcended mainstream influences and incorporated strong minimalist and worldmusic elements into their often psychedelic music.

Can constructed their music largely through collective spontaneous composition –– which the band differentiated from improvisation in the jazz sense –– sampling themselves in the studio and editing down the results; bassist/chief engineer Holger Czukay referred to Can’s live and studio performances as «instant compositions». They had occasional commercial success, with singles such as «Spoon» and «IWantMore» reaching national singles charts. Through albums such as Monster Movie (1969), Tago Mago (1971), Ege Bamyasi (1972) and Future Days (1973), the band exerted a considerable influence on avantgarde, experimental, underground, ambient, newwave and electronicmusic.

Теперь сразу какое-то в сумме разъясняющее все: не звуком, картинкой и т.п; как-то в сумме наиболее адекватное. Это тот самый Spoon, который имел occasional commercial success.

Spoon full live 

Теперь — вопреки логике представления неизвестного  — не клип, а альбом. Слушать сразу не конструктивно, но он должен где-то лежать, пусть лежит сразу вот тут.  Не  сказать, что он — основной у группы (что это значит), но что-то такое.

Tago Mago (1971 full album)

Track Listing:
1. «Paperhouse» 0:00
2. «Mushroom» 07:29
3. «Oh Yeah» 11:32
4. «Halleluhwah» 18:58
5. «Aumgn» 37:28
6. «Peking O» 55:04
7. «Bring Me Coffee or Tea» 01:06:44

Старый телевизионный сюжет.

Mother Sky

Здесь всего будет много — потому что личные причины. Они даже онтологические — данная музыка имела прямое отношение к пубертатному (и чуть позже) периоду одного из авторов postnonfiction.org. Не в пубертате суть, но данный автор может гарантировать, что тогда, в семидесятые, реальность (нормальная реальность) была именно такой. По крайней мере, если живешь в Риге.  Фактура, просвечивающие отношения всего со всем, ну и звук — все вместе. А это формирует что-то там между субъектом и объектами общества, так что — конкретно онтология, какой уж является в каждом частном случае.

Can — Dead Lock

March 22 1973 — Bataclan-Paris-Sing Swan Song


I’m Too Leise

Vitamin C

(Lyrics: … Hey you,
You’re losing, you’re losing, you’re losing, you’re losing your vitamin C,
Your vitamin C )

Mushroom

Dizzy Dizzy

Paperhouse

А это — их ударник. Jaki Liebezeit Drum Solo

В итоге — раз уж тут история из жизни — в изложенных обстоятельствах из пубертата выходят примерно в таком варианте:  Jah Wobble, Jaki Liebezeit, Holger Czukay , EP How Much Are They? 1981. Это, конечно, уже позднейшая, но адекватная реконструкция психических процессов, происходивших в одном из авторов postnonfiction.org. Тут два трека.

How Much Are They?

Trench Warfare

Дальше было разное. Вот Michael Karoli в другом проекте (трект до 2001-го, в 2001-ом он умер): michael karoli & polly eltes — fear of losing control

И солист-певец, разумеется. Это вообще два года назад только: wasser part 2 (damo suzuki network live at the ochsen zofingen 19.02.11)

***

За звездочками следует уже заархивированная история. В 2012 появились «Потерянные записи» — если на нижнем клипе перейти в Ютуб, то справа их будет много. Очень вычищенные, разумеется.

Waiting For The Streetcar — Can — The Lost Tapes (2012)

Наконец, не так, чтобы глорификация, но документализация. Ну, куча нарративов друг за другом: The full documentary for the band Can (1h 27′ 07»). Compiled by Rudi Dolezl & Hannes Rossacher. Produced by DoRo Production, Vienna, Austria.

Holger Czukay — Privatsinfoniker (WDR 1985):  Ein Film von Albrecht Metzger (Rockpalast) mit Holger Czukay, Jaki Liebezeit und Michael Karoli († 2001).