Суд по старинным законам

Сергей Соколовский


—the two burglars—
—the two practical men of business—

George Bernard Shaw, Heartbreak House

There are many here among us
Who feel that life is but a joke
But, uh, but you and I, we’ve been through that
And this is not our fate

Bob Dylan, All Along the Watchtower


Как только пытаешься хоть что-нибудь вспомнить, сразу слышится разговор двух воров. Один, постарше, объясняет юнге, что народ в этой стране добрый и бесхитростный, но если поймают — убьют. Шансов спастись практически нет. Разве что отчаянно кричать: совершил преступление во имя высокой цели. Что есть мочи, во всё горло. Эти слова нужно выучить наизусть: во имя высокой цели.

Быть может, они не вполне воры, а бизнесмены, деловары, гешефтмахеры — нам нет дела до того, кем они себя числят. Старший повторяет: главное, чтобы тебя поняли. Твои слова о высокой цели. Тогда тебя побьют и отведут в суд, который представляет собой полный балаган, насмешку над справедливым судопроизводством. Приговор будет максимально тяжёлым, а многодневное разбирательство устраивается только для того, чтобы позабавить народ. Развлечений там немного. Тебе даже дадут адвоката — ему ты тоже должен сказать о высокой цели.

Всё время будут спрашивать: что, раскаялся? Отвечай утвердительно. Защита построена на том, что твоё раскаяние является глубоко искренним, а обвинение — на том, что чужеземец искренним быть не может в силу природных причин. Перепалка этих актёров — адвокат ищет твою искренность не в глазах, а в уголках губ, обвинитель не видит её нигде — обычно затягивается до темноты. Когда зрителей становится совсем мало, тебя ведут под замок.

Про высокую цель никто до поры до времени вспоминать не будет. Ты должен как попугай повторять, что раскаиваешься, и всё. Вскоре о том, что конкретно тебе вменялось в вину, благополучно забудут, а основное обвинение будет сформулировано как попытка ввести в заблуждение суд, проявив тем самым циничное неуважение к традициям и народу этой страны. Рано или поздно тебя приговорят к смерти.

Можешь считать, ты уже спасся. Почему? Потому что после вынесения приговора тебе дадут наконец-то слово.

Для начала повтори то, что и без того все много раз слышали. Ты искренне раскаиваешься в содеянном. Скажи, что совершил свой проступок во имя высокой цели, — на данной стадии это уже сугубо ритуальная формула. И вот после — вот после ты говоришь самое главное: будучи убеждён в своей невиновности, ты требуешь суда по старинным законам.

Как только ты произносишь эти слова — «суд по старинным законам» — мир преображается. Жуткий шум, судьи наперебой интересуются, твёрд ли ты в принятом решении. Из ямы, в которой тебя держали, отводят едва ли не в лучший дом, нисколько не считаясь с мнением хозяев. Счастливых тем, что к ним поселили человека, идущего на суд по старинным законам. Отношение к тебе меняется бесповоротно.

Секрет преображения прост. Никто из местных, будучи в здравом уме, на такое не согласится. Народ там, как я уже говорил, простой и бесхитростный, представить, что кто-то готов пойти на серьёзные перемены в жизни исключительно ради её сохранения, им сложновато. Жизнь ценится не слишком-то высоко. Тебя охотно кормят в любом доме и позволяют свободно передвигаться. Считается, что ты приносишь удачу. Все спрашивают про твою высокую цель. Здесь можешь дать волю фантазии: придумывай мир, в котором ты будешь жить.

Младший задаётся вопросом: а что именно я должен придумать? Старший отвечает: всё что угодно. Не имеет значения. Это просто такой традиционный ритуал. Длится очень долго, до нескольких лет. Считается, что за это время ты либо сойдёшь с ума, либо утратишь способность ко лжи. Если раньше никакой высокой цели у тебя не было, то она появится. Ты досконально выучишь язык и обычаи своего народа. Возможно, обзаведёшься семьей. Однажды выяснится, что ты готов к судебному испытанию. Как это определяется, я не знаю. Просто внезапно становится очевидным для всех. Стадия, которая касается только чужеземцев, пройдена. Да, они на самом деле считают, что высокая цель есть у каждого от рождения, просто чужеземцам трудно её осмыслить.

Младший говорит, что не верит. Старший ставит на вид: неверие не гарантирует безопасность. Переходит к тому, что первое испытание обычно выбираешь для себя сам. Вор говорит вору, что, поскольку высокую цель в итоге определил как служение новой родине и её народу, то, собственно, и служит. Занимается дипломатией. Говорит, знает ещё нескольких таких стариков. Младший смеётся и говорит, что никогда туда не поедет.

Старший тоже смеётся. Он говорит, что это не имеет значения. При каждой новой попытке хоть что-нибудь вспомнить голоса воров возникают вновь. Ну хорошо, не воров: деловых людей.

2007, 2024