Есть тема вторжения искусства в город, она вовсе не новая. Цели при этом бывают разными, способы тоже. Конечно, это вовсе не всегда о граффити. Более того, как раз о граффити тут – похоже – речи не будет, хотя по факту это как бы оно. Но здесь интереснее.
Эта история о других проектах. Например, есть такой Space Invaders, он у меня в «Вене, операционной системе» был чуть ли не самым главным во всём тексте. Там, собственно, проект даже не внутренне-городской, а международно-городской. Некий человек производил в разных местах разных городов разных стран пиксельных персонажей из Space Invaders – игры для игровых автоматов (появилась в Японии, в 1978-м). Вот так один их них выглядит в Вене. Угол Нойшитфгассе и Келлермангассе, на Аугустинплатц.
Документацию этого проекта можно посмотреть на его сайте www.space-invaders.com. Ну, суть понятна – компьютерная игра что ли реализуется в натуре: ну вот они ползут и захватывают, чего уж. Герои технологичны, их удобно выкладывать кафельными квадратиками. В списке – городов много.
Второй случай (я пишу только о том, с чем сам сталкивался) обнаружился до нелепости случайно. Моя редакция находилась рядом с кафе-клубом «Билингва» (концерты, лекции, всякие литвечера). И почему-то только когда сменился владелец здания и «Билингва» прекратила быть, на стене сбоку обнаружилось это:
Причём это именно серия, поскольку под чёрным квадратом вот что:
То есть можно разглядеть номер работы (№ 34), а также ссылку на сайт (www.raumen.at). Как ни смешно, тоже из австрийской зоны. И да, по ссылке в самом деле разнообразные вариации квадрата Малевича. Вообще есть некоторые проблемы – во первых, работы № 34 в каталоге нет, в проекте «100 Black Squares» дошли только до (http://www.raumen.at/de/werk/100_Black_Squares_008_s0.html) № 8. Но кто ж тут обещал быть тщательным? Во-вторых, не совсем понятно, кто это делал. Что ли франшиза? Сомнение вызвано написанием malevi4 – как-никак, для этого автор должен был хотя бы отчасти знать русский – ну, эта четвёрка. Но опять же, не важно, главное – что существует на стенке, причём – со ссылкой. Так что всё как-то распространяется. Позже я вспомнил, что ещё один схожий (но не в точности) малевич был на Покровке возле Лялина переулка, но там его быстро закрасили – что, конечно, также входит в не так чтобы какую-то игру, но в процесс.
В этом случае идея уже чуть другая: размножение исходного продукта в вариантах. Но в общем тоже этакое пространственное излучение исходника. В обоих случаях порядок распространения тот же: от первоосновы в повсюду.
Но ещё есть город Гент. Оказалось, если смотреть по сторонам, там кто-то ставит в разных местах голубые точки.
По последней может даже показаться, что это изначально так — с точкой внутри — задуманный объект. Но, скорее, точка просто поверх, их ставят в любое место, куда захотелось.
Распространены они по всему центру – ну, центру-центру, где соборы, но и не только – ещё и в стороны, даже возле вокзала. Хотя, конечно, город небольшой.
Существенно, что это не гентская культура граффити. Потому что граффити там культивируются отдельно. Они там централизованы (что, собственно, абсурд), для этого выделена целая улица (ходить непросто – там все время что-то ещё красят и сильно пахнет ацетоном).
Данный факт, конечно, печален: у граффити тут явно какая-то не та функция. Ну, а маркирующее город искусство – это там голубые точки.
Техническая деталь: цвет. Цвет – совершенно типовой городской. Общеупотребительная краска, ей там что угодно красят.
Даже воздушные шарики там такие же.
По ходу дела возникла и бытовая версия: а не метятся ли так какие-то места, где торгуют наркотой? Потому что под ногами был обнаружен и шприц, который с торца ровно такая точка.
Но эта версия все же не логична: потому что места, большая часть, по крайней мере, не предполагали даже минимальной уединённости, там и остановиться сложно – на стене, допустим, вдоль узкого тротуара в людном месте.
То есть вот как-то всё метится. Причём я сам бы в свободное время тоже ходил по Риге и тоже ставил бы точки или не точки, но времени нет, да и с красками возиться не привык. Но ставил бы, соотносясь исключительно с желанием в каком-то месте это сделать. Предполагаю, что и в данном случае мотивация примерно такая же. Вообще непонятно, как носить краску-кисть, как не пачкаться, а главное – сколько раз за прогулку возникает такое желание и при каждом ли выходе в город? Вообще это один человек, несколько? Было бы несколько – весь город был бы уже в горошек. Или ими маркируется только какое-то определённое желание, причём – сильное? В общем, главное, что тут в самом деле реализуется некое желание: по крайней мере, поставить голубую точку в каком-то месте. А город тогда одновременно оказывается местом присутствия (или даже возникновения) этого желания и – вдобавок – как-то ещё дополнительно связывается ими. К тому же производя ещё и некоторый зазор: что же это всё-таки такое?
Ну а этот вопрос, разумеется, уже просто метафизика, которая там – и в том же варианте – возникает и естественным путём.
***
Публиковалось в «Арттерритории»