На примере первого трехмерного стихотворения (Семён Ханин. «Гляньте сами…»)
Первым делом важно понять, что это не перевод двухмерного стихотворения в трехмерную форму, форма создавалась пераллельно написанию текста, и невозможно без потерь перевести текст в двухмерную форму, на лист бумаги. В принципе, любой читатель может почувствовать третье измерение в физическом смысле и тактильно, когда перелистывает страницы книги, однако третье измерение не переходит при этом на уровень текста. «Прозаический текст имеет одно измерение, стихотворный — два измерения», — пишет Михаил Леонович Гаспаров (Гаспаров М.Л. Современный русский стих. Метрика и ритмика. Москва, Наука, 1974. Стр. 11).
Это мысль развита в более поздней работе: «Если мы воспринимаем прозу как бы в одном измерении, «горизонтальном», то стих в двух — «горизонтальном» и «вертикальном»; это разом расширяет сеть связей, в которые вступает каждое слово»(Гаспаров М. Л. Русские стихи 1890-х-1925-го годов в комментариях. Москва, Высшая школа, 1993. Стр. 6). В данном случае перед читателем видеоверсия прототипа, первого наброска стихотворения, которое обладает третьим измерением, сеть связей расширяется в данном случае еще больше.
Отметим отличия видеоверсии от реальной версии (которая экспонировалась на выставке «Поэтическая карта Риги»). Видео задает направление чтения, тут оно задано началом движения. Оказалось, что основная проблема воприятия этого текста в объектном или реальном исполнении — отсутствие направления чтения, самый распространенный вопрос читателей: «а где начало?» Едва ли кто-то не согласится, что границы текста в данном случае достаточно четко очерчены, однако, ясно, что это не главное — отсутствие начала не дает читателю достаточных ориентиров — направление чтения оказывается самым жестким заданием текста. Поэтому его, возможно, и нужно разрушить.
Но вариант, который сейчас перед читателем, как уже сказано, проще благодаря «движению камеры», либо же, что, наверно, точнее — благодаря движению самого текста. Итак, заданным движением текста (эксперименты в этом направлении см. также тут) видеовариант трехмерного стишка отличается от реального объекта, который читатель произвольно крутит в руках при чтении. Движение в видеоварианте становится частью текста, одним из его смыслообразующих элементов.
Другое отличие, так сказать, в носителях — то, что видеовариант выглядит легче, в реальном исполнении это тяжелое стихотворение, оно сделано из металла и весит около четырех килограммов, буквально и совершенно нескромно «томов премногих тяжелей». Однако, тут можно и поспорить, конечно, видео весит 26 мегабайтов — тоже довольно тяжелая вещь, гугловская почта уже не берет. Кроссвордная форма выбрана для первого опыта просто для облегчения воприятия, пробелы между словами могли бы быть и белыми, как на листе бумаги. Однако, можно заметить, что кроссвордная поэтика предполагает, что часть ассонансов и аллитераций явлена на пересечениях слов, таким образом, создается дополнительное напряжение между явленными и неявными приемами.
Пути развития и способы сложения тридепоэзии на данный момент видятся в создании твердых форм с запрограммированной возможностью интерактивного написания текста*. Проблема, которая требует либо остроумного, либо конвенционального решения — это направление написания букв в трехмерном стихотворении. Глубина текста, тяжесть текста, скорость движения текста в дальнейшем могут получить точное терминологическое наполнение. Не до конца пока ясны также вопросы, связанные с цитированием трехмерного текста и, возможно, что литература нашла свой путь создания «недосягамых текстов» (См.: Беллур Р. Недосягаемый текст // Строение кино. Москва, Радуга, 1984. Стр. 221-230).
Для медленного чтения видеоверсии рекомендуется использовать медленное воспроизведение. В создании версий стихотворения примали участие художники: видеоверсии — Эдуард Рязанцев, реальной версии — Лива Рутмане. Логичным вариантом развития объектной версии может стать расположение стихотворений в городском пространстве, установленный разветвленный поэтический текст позволит читателю войти в стихотворение и пройти сквозь него. Визуализацию этой идеи, сделанную Ливой Рутмане, можно увидеть на приведенных фотографиях. Стихотворение “Гляньте сами…” стоит здесь у здания Латвийской академии наук.
А здесь — лежит во дворе бара “Chomsky”.
Возможно, придет время, когда читатель скажет, что Петрарка кажется ему слишком плоским. Примиритесь же, поклонники рифмы и классических размеров с адептами верлибра, и придите в безразмерное лоно трехмерной поэзии! Распечатайте свой любимый стишок на 3D-принтере и поставьте его на полку. Вы не могли бы передать мне вот то стихотворение?
——
В сотрудничестве с программистом Александром Ландманом запущена платформа для создания пространственных текстов с возможностью печати их на 3d-принтере.