Greenspun’s Tenth Rule, образцовый текст

Postnonfiction

Десятое правило Гринспена (англ. Greenspun’s Tenth Rule) — афоризм из области программирования, гласящий:[1][2]

Любая достаточно сложная программа на Си или Фортране содержит заново написанную, неспецифицированную, глючную и медленную реализацию половины языка Common Lisp.

Оригинальный текст (англ.)

Any sufficiently complicated C or Fortran program contains an ad hoc, informally-specified, bug-ridden, slow implementation of half of Common Lisp.

Содержание

1 Происхождение

2 Значение

3 Уточнение Морриса

4 Дополнение о Прологе

5 Дополнение об Эрланге

6 Обобщение

7 Примечания

Происхождение

Правило было сформулировано примерно в 1993 году Филипом Гринспеном. Хотя оно известно как «десятое», предшествующих ему правил не существует. Название сам Гринспен объяснял так:[3]

Просто я пытался дать правилу запоминающееся имя.

Оригинальный текст (англ.)

I was just trying to give the rule a memorable name.

Значение

Смысл правила в том, что программисты, ограниченные низкоуровневыми языками вроде Си, преодолевают ограничения языка путём введения в текст программ аналогов свойств, присущих более выразительным языкам вроде Лиспа.

Уточнение Морриса

Впоследствии хакер Роберт Моррис уточнил:[4]

в том числе и сам Common Lisp.

Оригинальный текст (англ.)

including Common Lisp.

Уточнение может рассматриваться в качестве комментария к сложности создания эффективной реализации языка Common Lisp или просто как шутливое описание работы функции eval в Лиспе.

Дополнение о Прологе

Любая достаточно сложная программа на Лиспе наверняка содержит медленную реализацию половины языка Пролог.

Оригинальный текст (англ.)

Any sufficiently complicated LISP program is going to contain a slow implementation of half of Prolog.

Эта формулировка[5] отражает тот факт, что программы на Прологе содержат островки в стиле Лиспа, а программы на Лиспе — островки в стиле Пролога.

Дополнение об Эрланге

С распространением распределённого программирования и популяризацией идей, реализованных в языке Erlang, Роберт Вирдинг предложил такой вариант:[6]

Любая достаточно сложная распределённая программа содержит заново написанную, неспецифицированную, глючную и медленную реализацию половины языка Erlang.

Оригинальный текст (англ.)

Any sufficiently complicated concurrent program in another language contains an ad hoc informally-specified bug-ridden slow implementation of half of Erlang.

Эту поправку также называют следствием Армстронга.

Обобщение

Правило часто варьируется путём замены слов «Common Lisp» на любимый функциональный язык говорящего (например, Scheme или Haskell). Можно обобщить, что:

Любая достаточно сложная платформа содержит заново написанную, неспецифицированную, глючную и медленную реализацию половины функционального языка.

Оригинальный текст (англ.)

Any sufficiently complicated platform contains an ad hoc, informally-specified, bug-ridden, slow implementation of half of a functional programming language.

Примечания

[1] Revenge of the Nerds, by Paul Graham. (англ.)

[2] Philip Greenspun’s Research (англ.)

[3] 10th rule of programming (англ.)

[4] Paul Graham quotes (англ.)

[5] comp.lang.prolog: why not use LISP-imp of Prolog as opposed to Prolog itself (англ.)

[6] [erlang-questions] Erlang concurrency (англ.)

Связать

Категории:

Лисп

Программистский сленг

Русская Википедия, 2010