Конец мира, предъявленный впрок

Андрей Левкин

Книга: История мира в пяти кольцах / В. Курицын. — Москва; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2019. — 246 с. 

Все как бы просто – набор историй, касающихся спорта и его акторов. Истории отчуждены от спортивного процесса в виде, предъявляемого публике – без игр, состязаний , чемпионатов, и т.п. Новости-истории, развернутые от факта этакими веером. Книга смонтирована и ритмически, и графически, и заголовками. Ну и вот, там живые и неживые объекты и субъекты, их такие и сякие взаимодействия – все там движется и существует. Что тут описывать и пояснять, Курицын может произвести то, что будет выглядеть как текст, много из чего. Может построить письмо так, что оно как бы и не письмо, а что угодно. То есть, может даже показаться, что тут и литературы нет никакой. Само собой, это сообщает ровно о том, что вот тут-то литература и есть. Она всегда себя так ведет. Респект и уважуха обоим (литературе и автору). 

Другое: то, что кому-то может показаться, будто литературы тут нет, предлагает рассмотреть дело с прикладной точки зрения. Теперь у нас обстоятельства 2020-го и ясно, что уже производятся, пишутся и будут писаться разные истории об этих обстоятельствах. Как все остановилось, изолировалось и т. п. Так вот, он все уже объяснил в этой книге, написаной и изданной в 2019-ом. 

Там же что: именно спортсмены и спорт, вынутые из процесса. Публичного, постоянно раскручивающегося, каждый день. А теперь время остановилось, конкретно остановилось спортивно-соревновательное время, спорт же в непрерывной динамике: чемпионат за чемпионатом, тур за туром, один вид заканчивает сезон, но другие виды продолжают, а следующие скоро начнут. Теперь стало быть ничего. В каком пространстве все это существует теперь, с какой точки все это примется раскручиваться заново? Причем, там и прошлого не существует – да, можно исследовать статистику, пересматривать какие-то игры / бои, но это ж так, с вынутым основным. А тогда тема переходит в какое-то другое пространство. Вот как у Курицына: «Климт и Мбаппе – примерно в одну цену ушли, причем Мбаппе весь, а Климт одна картина, зато Мбаппе на сколько-то лет ненадолго, а Климт навсегда. Теперь между ними тайная, но тонкая связь».

Теперь очаровательный момент, соотносящийся с историей как таковой. По факту здесь эпизоды, взятые из новостных лент. Отредактированы, собраны вместе, переведены в другой вариант – уже ж сказано, что можно работать с любыми исходниками, а все равно получится (у некоторых) литература. И вот: ровно так же выглядел бы проект, который собирался бы из новостных лент произвольного времени по любой иной теме. Конечно, какие-то такие вещи делаются, с исторической, политической или общественной точек зрения. Но тут нюанс: отсутствует прагматика. Истории собраны не зачем-то – опыт передать, вспомнить все или установить, как там было на самом деле. Здесь они как бы заведомо низачем. Уж спорту точно все равно, что там было раньше с его фигурантами – никаких уроков прошлого & практических последствий они не дадут. Разве что заполнят при необходимости спортивные сайты (Как там сейчас с трафиком и что они вообще печатают? А и не интересно). Но все это как-то существует, и, в самом деле, ушло из области соревновательной конкретики в область, где начинается тайные связи.

И это уже конкретно торжественное: This is the way the worlds ends. Not with a bang but a whimper («Вот как кончится мир. Не взрыв но всхлип») – о чем в книге, понятно, и быть не могло, но так срифмовалось, попав в нынешний контекст. Отрасль постепенно тормозила в марте с отменами того и сего, до полной остановки к апрелю, а что потом? Само собой, автор все это не предполагал, но так получилось. Текст оказался какой-то суммой текста и обстоятельств – как это не учесть рецензенту? И это не рецензент тут теоретизирует, это еще в аннотации предугадали: «Коллекция подчас фантастических, но реальных спортивных новостей. Анализируя их, автор приходит к глобальным выводам о цивилизации, о культуре, о свойствах информационного поля и о природе человека».

А также и политтехнологическое: спорт – не единственная отрасль, у которой исчезло ее время, через какое-то время инерция закончилась, все встало и лента новостей обновляется только воспоминаниями, как это бывает в частной жизни, с возрастом. То есть, тут еще и некоторая модель ситуации в обстоятельствах 2020-го. Инерция, окончательное торможение. Процесс lose the name of action. («И начинания, вознесшиеся мощно, сворачивая в сторону свой ход, теряют имя действия”) превратился в некую неопределенную субстанцию. Она – совершенно непонятна (что такое спорт без спорта?) и совсем уже непонятно как эта субстанция будет превращаться-возвращаться в процесс. Ну, или нет.

Впрочем, все это ерунда, книга не об этом и можно бы уже и цитировать: 

«Стало, наконец, известно, почему в 2003 году сорвался трансфер в мадридский «Реал» бразильского атакующего хавбека Роналдиньо. Клуб отказался от услуг бразильца, так как посчитал его слишком страшным. По мнению окружения президента Флорентино Переса, этот трансфер негативно сказался бы на имидже команды. Вместо Роналдиньо «Реал» тогда приобрел англичанина Дэвида Бекхэма.
В атакующем хавбеке все должно быть прекрасно, добавил Перес». 

(Да, заголовок: «Перес, кстати, тоже не Бельмондо, не Делон».)

Конечно, разумнее в колокола
Болельщики «Вест Хэма» остались настолько недовольны по­ражением своей команды в матче с «Уотфордом» (0:2), что дис­петчерская отдела полиции Эссекса вынуждена была не обой­тись без заявления.
«Неприемлемо звонить по номеру экстренных вызовов 999, если «Вест Хэм» опять проиграл, а вы не знаете, что делать! Это пустая трата нашего времени», – подчеркнули в полиции.

В свободное время он гладит простыни
Известный эксперт по здоровому сну Ник Литлхэйлс рассказал о режиме сна форварда Криштиану Роналду. По словам врача, бомбардир, помимо ночного сна, в течение дня спит по семь с половиной часов, разбивая дневной сон на пять отрезков по полтора часа. Каждый раз Роналду спит на свежих просты­нях в позе эмбриона. За полтора часа до ночного сна Ронал­ду перестает смотреть на экраны, голубое излучение которых возбуждает мозг и мешает человеку (любому, не только фут­болисту) расслабиться.

Резонное умозаключение
По информации motorsport, большинство команд «Формулы-1» пришло к мнению, что возвращение активной подвески будет наиболее простым способом избежать споров относительно легальности конструкций систем, имитирующих эффект ак­тивной подвески.
Неплохо бы прийти к подобному мнению во многих других аспектах и сферах.

Это были покороче, ну а в книге 240 страниц историй. 

Книга есть на Литресе, стоит рублей 60.