Год, вроде, 88-ой (я тогда в «Роднике» работать стал; ну или 89-ый). К этому моменту я писал прозу лет 6-7, но осознавалась что ли некоторая предварительность. Было уже совершенно всё, что надо — пространство, интонция и тп; писать я, в общем, всегда умел — ну, если это о том, как слова ставить. Что и зачем – тоже было, даже какая-то теория возникла, даже вполне вменяемая. Теория и само письмо – это уж я, а остальное частично как-то натырил у рк, частично – произвели с ней вместе, как-то даже и не заметив. В таких делах очень же много, что надо определить. Что там хорошо, что плохо, что за запахи, какая погода и проч. То есть, в таком варианте: что проект воспринимает как хорошо, на что не обращает внимания, на что обращает. Какая у него вообще система функционирования – на чем он, собственно, работает. Много всего, очень много.
Ну и вот, весь проект уже был, но не хватало одной штуки, типа сочленения какого-то – как бы вот именно что моего поведения в (при) письме. Если тупо для примера, это как писать: от третьего лица никуда не годится (ну, у меня же не так, чтобы нарративы и точно не беллетристика); от первого — есть проблемы с первым, ибо это не оно тут я, да и вообще. В общем, это связка между пищущим – в какой-то его агрегатной форме и текстом, если упрощая.
Тогда, по редакционному поводу я и попал к Адасинскому, в DEREVO. А это, собственно, буто как исходник и свои варианты. Потом еще несколько раз к ним приезжал, все на место и встало. Конечно, и по части этого сочленения в основном было понятно и до них – чего бы я иначе туда стал ездить – но вот требовалось что-то доуточнить, как-то и физически, получается. А они тогда так работали:
В «провинциальном» эпизоде: в черном Таня Хабарова, в желтом Лена Яровая, в костюме сам Антон и еще там Леша баянист, он всегда со своей гармошкой вносил живость, пока, вроде, насовсем не ушел к Полунину (а они все из одной банды изначально; тогда там еще и площадки рядом были: DEREVO во Дворце молодежи , на Павлова, а у «Лицедеев» база была в церкви Иоанна Кронштадского, метров 500, что ли). Меркушев (Леша в смысле)? Не гуглил.
Сам-то клип, понятно, позднейший, а куски – из того времени. Вот, собственно, и вся (моя) история. Вообще, Адасинский-то краснобай, но дело было не в теории и тп., а в том, что и как делали. Они работать умели и вообще. Ну и японцев посмотреть можно было. Да, собственно, на всякий случай самая простая ссылка о буто.
Summer Storm — Tatsumi Hijikata (1973)
Этот длинный фильм — какой- то спектакль основателя всей этой штуки: 土方巽 — 夏の嵐 (Hijikata Tatsumi — Natsu no arashi) Butoh / Buto Released: 1973/ 2003 Recorded at the Westside Auditorium of Kyoto University in 1973 on 8mm film, the footage was restored in 2003 by Microcinema. Director: Misao Arai Starring: Tatsumi Hijikata Yoko Ashikawa Saga Kobayashi Kiichi Tamano Yukio Waguri.
Логика там простая – если упростить до пригодного для слов варианта: все делается на энергетике, которую они как-то упаковывают во внешние рамки, а энергетика в этих рамках телом как-то и водит – получив что ли невербальную установку. Варианты разные, у них могли быть мероприятия типа люди подвешены за ноги на 10-ом этаже и что-то производят телами. Как захочется, так и работают.
А из следующей небольшой документалки понятно, что у них (японцев) тогда было еще много всякого социо-культурного контекста. Это, уж разумеется, чисто их дела.
В принципе, все это даже почти очевидно и достаточно занудно, но у меня-то был частный случай. Мне-то надо было найти не какое-то близкое искусство, а вот именно приблуду, чтобы доделать себя как пишущего. Так что предполагаемый мной вариант как-то физически подтвердился: просто каким-то образом не думать, кто ты тут есть такой, который пишет, а во всякий момент просто делаться тем, кто пишет или даже тем, что пишется. Тогда можно не обращать внимания на внешнюю и уж тем более — социальную идентификацию, идентифицироваться по ходу дела, внутри процесса. Потом-то будет непросто – с тем же социумом и тп., но who cares. Вот эти их штуки все как-то и довставили на место.
Пример DEREVA, который был в начале – дерганый, уж очень маленькими кусками. Так что еще несколько их уличных представлений. Годы не знаю, позднее.
DEREVO open air actions — Part 02 — The Empire, Sovana (Italy)
Нна ютубе есть подборка этих уличных акций, там сведено в список из 11 (фильм какой-то в нарезке на части) – найти просто по всем этим словам. А тут так, подборка от частного лица.
DEREVO open air actions — Part 05 — Wheel of Power, Mannheim (DEREVO + AKHE + ROBODOCK)
А еще СПб, он должен быть.
DEREVO open air actions — Part 03 — Midnight Balance, St. Petersburg
Сейчас эта история возникла вот почему: проект, который я тогда начинал, закончился после этого. И, что ли, то ли вовсе уже прозой не заниматься, то ли попробовать сделать следующего пишущего, то есть второй проект. А тут все и всё ровно как в прошлый раз, только происходит быстрее и вменяемее, так что сейчас уже примерно та же фаза, что и в рассказанном случае. Соответственно, вспоминаешь, как проекты делаются и что в них должно быть. Вот, в частности, эта фишка по части как именно во что превращаться — да и превращаться ли теперь вообще. Так что все это было вполне частное. Вот, например, еще один клип. Там в самом конце Яровая плещется в холодной воде, это на пустыре на Васильевском, где-то возле набережной Макарова. А я там просто так ходил туда-сюда в реквизитной черной шинели (холодно было, взял в автобусе), вот только в кадр как зевака не попал. Так что все это личное, конечно.