Сначала – о чем это. Да, предварительное изложение версий задаст рамку, в которой будут восприниматься картинки. Но, может, удастся как-то выкрутиться, потому что надо же минимально пояснить что это и где. Это Гора Крестов (Kryžių kalnas), Литва. Ничего общего с кладбищем, там ставят кресты на удачу. Конечно, могут быть и какие-то другие мотивы. Собственно, каждый крестик означает, что было некоторое желание, которое и склонило крестик тут поставить. А тут — ну потому что место такое, что тут это и делают. Ну, импульс. Он должен быть более-менее серьезным, потому что надо же и добраться — это возле Шауляя, но километрах в 15 от него. Тут у меня еще и личная история: это возле трассы Рига-Шауляй, так что если едешь в Литву, то часто проезжаешь именно здесь. За весьма долгие годы, с детства я уж наслушался — в автобусе кто-нибудь непременно покажет куда-то в сторону: вот там гора, на которой ставят кресты в честь чего-то и т.п. Причем, обычно указывали в сторону от дороги, где горы вовсе не было, а было просто кладбище, возле самого Шауляя. Теперь, на велосипеде, выяснилось, что гора дальше от города, причем надо свернуть с А12 /E77 Шауляй-Рига направо, на 4033, а там мимо не проехать, километра два.
Также в детстве представлялось, что на горе непременно что-то монументальное. Что ли большая гора с плоской вершиной и на ней типа организованное, торжественное что-то этакое. Ну, дальше будут фотографии, так что уточнять незачем. Что это такое и как именно функционирует — понятно только приблизительно. На первый взгляд как бы понятно, но на самом-то деле нет. Так что теперь будет небольшая сансара, упаковка данного факта в домыслы. С какой целью крест поставили некие румынские летчики попавшие в Литву? К венгерским авиаторам это тоже относится. О поляках, разумеется, речи нет — как же им тут не быть. Немцы тоже неподалеку. Но японцы? Впрочем, японцы любят посещать всякое такое (так считается). Но мексиканцы? Опять же надо домысливать и то, как все это содержится? Пожалуй, никак. Но кто воздвиг самые большие кресты и статуи? То есть, они стоят так, словно было какое-то исходное планирование. Не вполне понятно, зачем там сбоку новодельный монастырь. Да, после посещения горы Иоанном Павлом II, то есть — как бы официально одобрил это место, но гора раньше обходилась и без монастыря. Да, понятно, что после визита Папы паломников стало больше и они стали разнообразнее. Но это так, внешние дела.
А вот небольшие крестики, типичные – старые, сваленные в кучи: не сами же они в кучи складываются, кто их собирает? Конечно, похожи на огарки церковных свечек, только их не перетапливают. То есть, это будто такие штуки, которые отработали тот импульс, вероятно — реализовав и желание. Рядом в больших количествах — новенькие, такие же по формату, но свежие, еще не отработавшие. Вообще, если бы комната из Сталкера была реальной и если бы там желания фиксировались материально, то выглядело бы это ровно так. То есть, это она и есть, просто не комната. Можно трактовать и дальше: вот, сколько людей тут было и все они чего-то хотели, а теперь их желания истлели и лежат в траве. Мораль заодно: все пройдет и умрут все. Но пока не умерли — чего-то желали; вот было бы неплохо, чтобы на крестах появлялись зеленые галочки: выполнено, исполнено. Или красные — если не получилось. Но их нет, так что реализация желаний фиксируется в каком-то другом месте.
Конечно, это общая рамка, так производятся сансара и майя, слово за слово и т. д. Домыслы, версии и уже все без стыков, гладко и вызовет желание присоединиться: вовлекает. Еще можно заявить, что это вполне арт-объект, фактически народное искусство. Но тут ничего нового: конечно, арт-объект, с такими штуками на этих территориях работали многие – с наглядными католическими делами. Хасиор, например. Также и новая склонность к искусству коллекций. Может, тут и будет точка выхода из майи с сансарой – тут явно не это, невзирая на чрезвычайно художественный вид отдельных экземпляров и их сочетаний, тут все же что-то другое, не арт. Что-то другое все вместе, как отдельная штука. Ну, я бы сказал, что рок-н-ролл, но чего ж снова навязывать версию. Там и так все должно стать понятным, зачем иначе я ставил 68 фотографий. Да, их последовательность не выстраивалась – просто по ходу ходьбы.