От автора:
Пьеса в 4-х частях «Последняя елка на Земле» писалась 2 года — с конца 2021 года по январь 2023-го с периодическими передышками в несколько месяцев. Так, в феврале 2022 года работа над текстом ощущалась полностью бессмысленной, но, переехав в Израиль, я продолжил ее. Тогда я решил попробовать с помощью письма выбраться из ментальной турбулентности, вызванной сложным переездом. В тот период в пьесе начал выкристаллизовываться сложный сюжет про Парня, Девушку и их Ребенка, а еще про падающую звезду и путешествия во времени. Этот сюжет петлял и разрывался, обрастая десятками новых персонажей, реальных и вымышленных — от Бабы Яги, Незнайки и Белки со Стрелкой до Валентины Терешковой, Дмитрия Рогозина и Маргариты Симоньян. Помимо них пьеса заполнялась военными сводками из телеграма, которые то прерывали речь говорящих, то совершенно не мешали им друг с другом общаться. Война в Украине, 7 октября в Израиле, война в Газе, оккупация Арцаха, массовые аресты и репрессии в России и другие события стали осевой линией, идущей через все части произведения. Другая важная составляющая пьесы — это многоканальность: диалоги и целые сцены, разнесенные по параллельным столбикам, разыгрываются одновременно. Такая синхроночность не только воссоздает бесконечный гул голосов, но и отсылает к партитурам, ведь их читают по нескольким направлениям сразу. Читатель может прибегнуть именно к этой, музыкальной, стратегии чтения — скользить взглядом и сверху вниз, и справа налево, комбинируя части диалогов и создавая свой собственный текст. Завершая, я хочу подчеркнуть, что не следует ждать от «Последней елки…» строгого соответствия заявленному драматическому жанру. Он выбран в качестве динамической поэтической формы, способной продемонстрировать глобальный театр множества акторов: голосов в голове, культурных паттернов, медийных героев. Это нейросетевой балет, который может быть и не нуждается в постановке на реальной сцене, ведь уже разыгрывается на сотнях виртуальных сцен.
Прочитать / Загрузить: