Проект Logocentrism

Валентин Алень

Это исследовательский проект Fake Cats Project. Не стихи и проза под музыку, а взаимодействующие текст и музыка, их влияние друг на друга. Поэтому одни и те же тексты или их фрагменты могут сочетаться с разной музыкой и наоборот. Но воля ваша: можно ничего не исследовать, а просто слушать (и читать) тексты и слушать музыку.

В Логоцентризме участвуют поэты и прозаики:

Владимир Аристов,
Александр Скидан,
Дмитрий Данилов и
Александр Чанцев.

Со стороны Fake Cats Project участвуют как музыканты:

Игорь Лёвшин — идея, гитара, бас, клавиши,
Алексей Борисов — гитара, бас, шум,
Константин Сухан — труба,
Юрий Царёв — клавиши,
Павел Шевелёв — бас-кларнет, диджериду (питч-шифтед сэмплы),
Александр Соколов — клавиши.

Начинается он с поэмы Владимира Аристова НОЧНАЯ ИЮЛЬСКАЯ ДАЛЬ.

Эта поэма написана на прозрачках и прочитана с прозрачек.
Она звучит под музыку Fake Cats Project — как и все другие поэмы, стихотворения и отрывки прозы в этом проекте.

Игорь Лёвшин — гитара,
Алексей Борисов — эшбори бас,
Константин Сухан — труба.

ВЛАДИМИР АРИСТОВ: НОЧНАЯ ИЮЛЬСКАЯ ДАЛЬ

Эпиграф:
Это люди слюды
(В.Аристов, «Месторождение»)

*

Ты узнал их

ты скорей бы себя не узнал,

чем их

Положив лицо своё

на древесный ночной подоконник

словно вдруг ты слух услышал свой

и так далее —

далёкое то шоссе

неясной рекой где-то жило

там на шоссе,
что-то скользило
сквозь нас

*

Июльская тень

Диалог июньской и июльской тени

Пролетая лицом

Видишь внизу подорожника

кипарисы

А наверху выше туманные шары

на вратах

Воспоминание
Вот что в ночи осталось…

вспоминал

июньскую тень и бежать тени

июльской

слышим ночной неразличимый шум

шоссе

Ярославского

*

Твоё место до сих пор в той темноте не занято

Дым невидимого костра

этот шум далёкий можно на хвоинки и щепочки

разобрать

Днём пишу о дали ночной

Но окрашена ли немая речь

С которой я обращался в даль

Где завиток — сучковатый древесный вихрь

Папиллярный срез — неповторимый зрачок

сквозь дерева вещество

*

Ты на ночном шоссе скользя

скользя

В дальнем зеркале возраста

Встретил себя, но себя не узнал

Я увидел вас всех

оглянувшихся или идущих

некоторые на лыжероллерах, что неожиданно

под колпаками света ночных фонарей

Знаю, я отстал от вас всех

Глянь, вы уже за моей спиной

Все мы — на ночном шоссе

мы едва слышны и видны в стёклах мира

все вы на ночном шоссе

и даже ты Владислав Николаевич

хотя я тебя не ждал здесь никогда не вспоминал

ты многократно повторённые в жизни разного

возраста люди но ты

Все мы на ночном шоссе

Мы скользим в роскошных

и июльских, в очертаниях продольных мира

*

Всем вам всем рассказать

Всех вас всех рассказать

На ночном шоссе

Все собиратели лиц световых своих

В растерянных замедленных позах

лица их, как лоскутки света,

Но в непрерывном движении

Беженцы времени вы вероятно бредёте домой

Все они на ночном шоссе, но не все возвращаются в свой дом

*

Ты узнал их

ты себя не узнал в смутном зеркале

возраста

Ты (или я) среди них неузнаваемо

свой

Двое-трое или несколько

сняли со спин или плеч вещмешки

положив на ночную дорогу

я знал, что защитная эта ткань

вытерпит всё

что она пропускала сквозь

редкие прочные нити свои

столько света

что не надо бояться ей

не надо бояться этого света ночного

на одиноком шоссе

где застигнуты мы все очутились

между двух лагерей — меж

«Спутником» и «Салютом»

на ночном шоссе между двух лесов

где и волчью ягоду лишь на ощупь узнаешь

и бесшумен ручей, полный ночной воды

весь он есть не иссяк

вкус раскрытых уст

что в руках очертан твоих.


Игорь Лёвшин — гитара,
Алексей Борисов — эшбори бас,
Константин Сухан — труба,
Павел Шевелёв — сэмплы диджириду и кларнета питч-шифтед Игорем Лёвшиным

Здесь текст не приводим, потому что по замыслу в этом треке и не надо его различать. Надо вслушиваться. Но вообще это СХОЛИИ, их текст ещё будет.


Алексей Борисов — гитара,
Игорь Лёвшин — Stagg Senkov электро-бас,
Павел Шевелёв — сэмплы диджириду и юас-кларнета питч-шифтед Игорем Лёвшиным

ДМИТРИЙ ДАНИЛОВ: ЛУЧШИЕ ДНИ

Мне нравится атмосфера
Вечерних полупустых
Или совсем пустых
Электричек
Едущих из Москвы
В Подмосковье
Или из Подмосковья
В Москву
Или просто стоящих
У платформы
В ожидании
Отсутствующих пассажиров
Не старых
Советских
Олдскульных электричек
А новых
Современных
В которых яркий неоновый свет
Мерцающие табло
Объявления приятным голосом
Аккуратность и чистота

Когда электричка
Новая, сверкающая
Современная
Едет среди темноты
Вокруг никого нет
Или почти никого
В какой-то момент
Начинаешь чувствовать
Что ты уже умер
И летишь в безвоздушном
Посмертном пространстве
Где легко и свободно
Как будто внутри стихотворения
Фёдора Сваровского
«Лучшие дни»
Двигатели космического корабля
Ровно гудят
И полёт будет длиться вечно
Это очень хорошее стихотворение
Найдите и прочитайте

Лучшие дни
Это дни, когда удается
Вот так поехать
Куда-нибудь просто так
Внутри светлой пустой электрички
Мимо темнеющей пустоты
Подмосковья
Когда несёшься куда-то
Неважно куда, без цели
Электричка едет куда-то
Мелькают огоньки
Звучат названия станций
И в эти часы ты живешь
Не стареешь
И на некоторое время
Перестаешь умирать.

Вот стихотворение Фёдора Сваровского, о котором говорит Дима:

ЛУЧШИЕ ДНИ

большой звездолет
где
я абсолютно один

тихо спокойно
я все это выбрал сам

но я здесь не сплю
а сплю в спасательной капсуле

вот там тишина
не слышно даже реле

в сухой чистоте
в обнадеживающей пустоте

опять новый год
и утка тушеная в яблоках
на столе

где ел — там заснул
все роботы уберут

в торжественном сне
за камнями стоит океан

лазурные воды
дошли до души моей

и каждый из дней
на воображаемом берегу
есть лучший
из воображаемых
дней

проснулся —
мертвая девушка
ударяется шлемом в иллюминатор

скафандр раздуло
и в шлем чего-то там натекло

не дышит давно
но внимательно смотрит
не может глаза отвести и

со стуком
целует меня сквозь
тройное бронированное
стекло

(из блога автора, с его разрешения)
 
 
 

 
 
 
Два коротких стихотворения Александра Скидана:
 
Стена новостей
и
Первый Снег
— — —

Между прочим, можно заметить, что в этой серии видео становятся все более что ли трудоёмкими. Так и есть: я начинал с приклеивания наспех видео к аудио, чтобы побыстрей залить на ютуб, но увлёкся и чем дальше, тем больше химичил с видеорядом. Кульминация — Схолии. Следующий за ними Инструментал с Сашей Соколовым на клавишах опять двинулся в сторону упрощения, хотя и там — как я надеюсь — нехитрые эффекты по месту а не просто так.
 
 

 
 
Это на самом деле фрагМент из рассказа Саши Чанцева

У ТИШИНЫ, ИЛИ СССР 2013

Солнечные яблоки падают в прах мха. Как капля в макросъемке, возрастает гриб спор. Просека выутюжена косым солнцем, скошена трава его лучами, мерзнут ладони вечерней влаги. Как роса, клубится вдалеке марево заката. Меняя цвета. Только большие вещи и subtle цвета. Растворяя в небе. Можно прислушаться к теням умерших после тебя. На этом перекрестке все бесконечно прозрачно — даже через тени видна суть. Солнечная пенка на парном молоке потеет воском. Умершие оставили пустые скорлупки, разлетелись из коконов, мы бабочки на одну ночь. Только солнцу можно назначить встречу, waiting for the sun. Ошейник времени тянет только вперед — обстругиваемый карандаш в точилке.

Взойди на чердак, где пульт управления бойней времен. Тушки мяты, мелиссы подвешены вниз головой, и запах стекает в отсеки. Хлороформ усыпил яснокрылых и прожег пенопласт, к которому пришпилены они на вечный прикол — в выбоинах и ямах их взлетная полоса, цезурой обрывается мартиролог списка кораблей. Едкий цвет и колкий запах массандры. Бархатный — тархуна, фиолетовый — базилика. Гербарий в солнечных булавках. На солнце зажмурясь, увидишь сотворение пыли, воздухотворение из яснотковых. Точат глину пальцы, и пластилин. Пепельницы и человечки, гусеницы и динозавры, обожженные тишиной.

Ветошкой правь микроскоп, тяжелая стать металла таит хрупких стеклышек радужный скол, сахарный песок с печений. Бублик дать? Вот он, фонариком вырытый колодец в ночи, дед и внук идут дальше. Млечный путь нарисует улитка, за ней, но ни шагу со двора и к восьми чтоб были дома. Обещаем, конечно! Легкие дома дышат со свистом, выдыхая дым от печки, вдыхая осень, мокрота росы.

Авоська, авоська, сквозит твое сито. Все не напьется дуршлаг. И винт мясорубки весь в жилах, водоросли немы, тянут на дно.
— — —
 
 

 
 
опять
Александр Скидан:
 
 
СХОЛИИ

пролёты моста
колёса мельниц

рожок почтальона
и перегоны метро

<и Гёте Гёте конечно!>

не прислоняться
не спать

крепкие
мужские объятья

сентиментальная чепуха

«заткни пасть»

буквы «М» и «Ж» стёрты

*

всё что связано с подлинностью
мыльный привкус

техномузыка из дверей кафе
пролегомены

ко всякой будущей метафизике
воображаемые решения

катакомбы

«никогда не говори со мной таким тоном»

красно-коричневая чума
новый порядок означающих

the sun is going so fast

берёзки
полупроводники

сновидения
обрезки ногтей

сопротивление бесполезно

*

реклама volvo и вульвы
нила и сены отца и сына

(параллелизм
аллюзии

пустые места

теодицея

для пассажиров с детьми

паронимическая аттракция

<это не стихотворение>
это теологические ухищренья товара

самореклама (откровение

святого духа
в абсолютной разорванности

*

первобытный идол
фетиш или Грааль

место эпифании
и исчезновения

заклинания
и искупления слова

опредмечивания
превращения в вещь

пройти через отчуждение
развоплотиться

<эстетический опыт>

превратить себя в изысканный труп
surplus value

перламутровый след

речь не о человеке

весь его пыл

неосязаемая фантомность живого
присвоение ирреальности

последняя явь

………………………………………..
………………………………………..

«я буквально разъят на части»

*

натяжение или искривление нервов
затвердевшие или воспалённые органы

особое качество
неосязаемый цвет

уникальная
и преходящая форма

(покраснение.

уплотнение.

жар.

видимое на аутопсии поражение.

речь идёт о сложных
производных процессах

с помощью которых артикулируется
сущность болезни

*

непосредственная чувственность
клинического подхода редукция

болезнь как имя есть частное бытие

разрушая ткани
движение или функции

хирургическое вмешательство
обретает плоть

особое качество
неосязаемый цвет

уникальную
и преходящую форму

лингвистической структуры реального

(таким образом
мы вправе сказать

если искусство хочет выжить
в условиях промышленной цивилизации
художник должен научиться воссоздавать
в своих произведениях разрыв
между потребительской стоимостью
и традиционной понятностью

<разрыв>

который и составляет по существу

опыт шока

*

ни нарывающих виноградниками холмов
ни терцин обещающих очищение

утилизация образа
мониторинг

валоризация трещины у тебя в паху
бесчестит воображение.

чистая длительность предложения
заняться любовью

разрушительное сияние
выставленных в витрине мощей

представь
что ты ещё жив

в сослагательном наклонении
в информационных сетях

глянцевые костры
аура всесожженья

аура исчезновения ауры
<назови себя Беньямин>

аутоэротизм и ауто-
референциальность искусства

искусственный член
задроченный троеперстьем

крестовый поход
капитала

вложенного
в крестовый поход

In dead God we trust

*

в «Бытии и Времени» (на странице
163) Х. утверждает:

как словесное озвучание
основано в речи

так акустическое восприятие
в слышании

что же он слышит?

скрипящую телегу
мотоцикл

северный ветер
стук дятла

потрескивание огня
колонну на марше

<в этом месте мы закрываем глаза
и прислушиваемся к сердцебиенью>

<Ханна Арендт шепчущая люблю>

<документальная хроника>

слышание (утверждает он там же)
конститутивно для речи

*

обезглавленный
ходит ещё четыре часа

стихотворение в прозе
о нежных пуговицах

ангел истории со свастикой
на серебряных крыльях

(их ему не сложить
перманентная катастрофа

алеаторика
клинамен

избирательное сродство
IBM

эмпирическое определение правил
(их ему не сложить

сказать ли

все они уходят во тьму

нацизм последовательно приходит
к эстетизации политики <или смерти>

<иными средствами>

*

<это не стихотворение>
существительное <Целан>

<и Гёте Гёте конечно!>

некий смысл
пусть в отсутствие и украдкой

«увидеть Александрию и умереть»

«я буквально разъят на части»

<некий смысл>

обезглавленный
ходит ещё четыре часа

но сказать это
значит сказать

повешенный висит вечно

январь 1999
 
 
 
 
и инструментальная пауза:
FCP + Александр Соколов, клавиши:
 
 

 
 


<ПРОДОЛЖЕНИЕ ч.1 СЛЕДУЕТ>
а сейчас:


Часть II. Дмитрий Данилов на Сессии в Explosive Sound

Это записано в 1 приём, можно сказать live в подвалах Explosive Sound у метро Семёновская.
Незадолго до Великого Карантина: 11 марта.
Музыка FCP & Костя Сухан.
визуальный ряд к этой сессии случайный — 1-е видео, попавшее под горячую руку

Начали с версии Лучших дней (они уже были в ч.I, поэтому текст не приводится)
Игорь Лёвшин — гитара
Алексей Борисов — эшбори бас
Константин Сухан — труба

За ЛУЧШИМИ ДНЯМИ следуют ОКАЯННЫЕ ДНИ:

ОКАЯННЫЕ ДНИ

Мне нравится умиротворённая атмосфера
Благополучных подмосковных городов
Таких как, например, Домодедово
Особенно вечером
Спокойно, уютно
И в то же время оживлённо
Тихо кипит
Скромная тихая жизнь

Например, покидаешь стадион
После матча
Чемпионата Домодедовского района
По футболу
Между командами
Юность-Авангард и Атлетик
И оказываешься
В Олимпийском сквере
Аккуратные дорожки, кустики
Впереди перекресток
Высокий новый жилой дом
И дома поменьше
Яркий свет уличных фонарей
Множество магазинов
И магазинчиков
Рестораны, какие-то еще заведения
Идут люди, едут машины
Можно зайти, например, в «Пятёрочку»
И купить, например, бутылку виски
Или, как некоторые говорят
«Чего-нибудь вкусненького»
Какое дикое выражение
Чего-нибудь вкусненького
Прямо блевать хочется
Но — да, чего-нибудь вкусненького
Купить вот это вот всё
Вызвать яндекс-такси
И поехать на станцию Домодедово
И поехать дальше, в Москву
В светлой стремительной электричке

Сейчас у нас всё плохо
Сейчас у нас всё очень плохо
Даже не надо объяснять, что именно
Достаточно произнести (написать)
Некоторые ключевые слова
Которые настолько очевидны
Что их даже не надо
Ни произносить, ни писать
У нас всё плохо
У нас всё очень, очень плохо

А ведь пройдёт какое-то время
Долгое ли, короткое время
В любом случае, оно будет коротким
И будем рыдать, светло плакать
Кручиниться, рвать на себе волосы
И с воем кататься по Земле
Горевать будем по вот этому
По «Пятёрочке» и стадиону
В Олимпийском сквере
По виски в «Пятёрочке»
«Перекрёстке» и «Азбуке вкуса»
По яндекс-такси
По светлым стремительным электричкам
По возможности и необходимости
Написать и опубликовать
Вот это стихотворение

Напишем книги
Лето Господне, на берегах Невы
Москвы-реки, Шпрее и Мансанареса
И окаянные дни
И снимем, конечно, фильм
Эрэф, которую мы потеряли

Но это будет потом
А сейчас уже наступил вечер
Тихий летний подмосковный вечер
И я пишу этот текст
В светлой пустой электричке
Которая мчится сквозь темноту
Из Подмосковья в Москву.

26 июня 2019 (!) года

то есть стихи пророческие, можно сказать

VINCENT DESCOTILS

На сайте
Одного французского фотографа
Художника
Фильммейкера
И так далее
На главной странице
Размещена фотография
Асфальтовая
Или, может быть, грунтовая
Дорога
Среди заснеженного поля
Точка зрения, наблюдения
Находится
Непосредственно на дороге
Вернее, над дорогой
Снимающий, и, соответственно
Смотрящий
Стоит на дороге
И смотрит вдаль
На уходящую вдаль
Дорогу
Мы смотрим
На уходящую вдаль
Дорогу
Мы смотрим, мы смотрим

Справа от дороги
Мы видим указатель
Такими обычно обозначают
Названия населенных пунктов
Но впереди не видно
Никаких населенных пунктов
Вообще ничего
Кроме снега
Чуть дальше – два светлых столбика
С темными полосками
Такими иногда обозначают
Железнодорожные переезды
Правда, впереди не видно
Никакого железнодорожного переезда
Вообще ничего
Кроме снега
А слева мы видим
Одинокий, туповатый какой-то
Жалкий, убогий
Темный столбик

Больше ничего
Черная дорога
Столбики эти жалкие
Сплошной белый снег
Сплошное серое небо

Мы в своей глупой гордыне
Думаем, что вот такие
Покинутые, тоскливые пейзажи
Есть только здесь, у нас
Конечно, нет
Вряд ли этот человек
Для съемки своего
Великого, жалкого
Серенького
Гениального пейзажа
Ездил куда-нибудь
В Ямало-Ненецкий автономный округ
Или в Тверскую область
Или в Новгородскую
Или в Архангельскую
Просто выпал снег
И человек сделал свой снимок
Где-нибудь под Парижем
Или в Провансе
Или, там, в Нормандии
Не будем перечислять
Все французские регионы
Где-нибудь рядом с домом
Снял, и получилось
Вот так

Покинутость везде есть
Одинокость везде есть
Бескрайность везде есть
Серенькость везде есть

Хочется отойти немного в сторону
Этой картины, в снег
Там, наверное, не очень глубоко
По щиколотку, по колено
Отойти в сторону, в снег
И подождать

Сначала ничего не будет
Может быть, час ничего не будет
Два или три часа ничего не будет
А потом послышится отдаленный гул
Гул будет все приближаться
Вдали покажется точка
Она будет расти
И наконец
Мимо пронесется с воем
Уазик-буханка
И, поднимая снежный шлейф
Унесется вдаль
В сторону Парижа
Клермон-Феррана
Нима, Валанса
И Сен-Мало

На этой дороге
На такой дороге
Обязательно должен появиться
Рано или поздно
Уазик-буханка

А вот уазиков-буханок
Действительно, больше нет нигде
Только у нас.

январь 2015 г

А в этом треке сразу 2 стихотворения: «Железнодорожный переезд» и «Отказ» — можно было и разрезать, но мне нравится, как там минималистское аутро переходит в интро усилиями гл о Сухана с его делеями:

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ПЕРЕЕЗД

Александру Самойлову

Мы подъезжаем
К железнодорожному переезду
Или подходим
Но обычно все-таки
Подъезжаем
На машине
Или на автобусе
Зима, снег
Снегу намело
Как говорят в народе
Ух, снегу-то намело, или
Эх, снегу-то намело
Или какие-то другие
Междометия
Шлагбаум закрыт
И звучит звуковой сигнал
Дребезжащий тревожный звонок
И мигает световой сигнал
Два светофора
Мигают поочередно
Надо стоять и ждать

Долгое время
Ничего не происходит
А потом нарастает гул
Гул все приближается
И вот мы уже видим
Зеленую морду
Электровоза ВЛ10
В окружении снежного облака
Электровоз ВЛ10
Издает вой
Страшный вой
То ли это так положено
При приближении
К железнодорожному переезду
То ли это просто так
Чтобы напугать нас
Неизвестно
Мы этого не знаем
Электровоз ВЛ10
Страшно гудит
Воет, орет
И мимо нас начинает нестись
Бесконечный грузовой поезд
Или как раньше говорили
Товарный
Бесконечная последовательность
Грязных цистерн
В которые много раз
Наливали грязные нефтепродукты
Поезд несется
Внутри снежного облака
Грохот колес
Грохот и дрожь
Всего этого железа
Вся эта огромная масса несется
И снежный вихрь
И грохот, и ужас
Снег, грохот, ужас
И странный восторг

Поезд все длится
Он не кончается
Он бесконечен
В советское время
Бывали поезда
По десять тысяч тонн
А сейчас, наверное
Еще больше
Или меньше
Поезд все не кончается
Грохот железа
И снежный вихрь

И в какой-то момент
Мы понимаем
Что Россия – это вот это
Это железнодорожный переезд
Мимо которого
С воем и грохотом
Несется бесконечный состав
Цистерн с нефтепродуктами
В яростном снежном облаке
Что Россия – это не Кремль
Не Красная площадь
Не ядерные ракеты
И не человеческие фигуры
Которые ее обычно представляют
По телевизору
И не березки
Не поля и просторы
И не люди
Угрюмые и страшноватые на вид
Но зато, как говорится
Добрые внутри
Типа, если с ними подружишься
С нами если подружишься
То это будут, мы будем
О-го-го какие друзья
Какой дикий бред
Какая угрюмость
Какая дружба
О чем вы вообще
Россия – это железнодорожный переезд
Мимо которого несется
В снежном облаке
Бесконечный поезд

Бесконечный поезд заканчивается
Вой и грохот
Уезжают куда-то вдаль
Нет больше снежного облака
И вообще
Ничего больше нет
Прекращается звуковой сигнал
Перестает мигать светофор
Поднимается шлагбаум
И мы можем
Спокойно существовать
Спокойно ехать куда-то
К родственникам, знакомым
Или по каким-то
Деловым, рабочим делам
Россия отпускает нас
Перестает держать нас за горло
Можно просто ехать
Можно просто жить
И как бы вроде бы нет ее

Но никуда не деться нам
От зимних железнодорожных переездов
Рано или поздно
Машина или автобус
Уткнутся в шлагбаум
Задрожит земля
Набежит снежное облако
И победно, страшно, невыносимо
Закричит, заорёт, завоет
Вечный наш, бессмертный, священный
Электровоз ВЛ10.

Декабрь 2017
— — —

ОТКАЗ

Ваши условия неприемлемы
Сказал человек
Ваше предложение почти неприлично
Сказал человек
То, что вы говорили мне
То, как вы это говорили мне
Демонстрирует неуважение
Сказал человек
Я не могу это принять
Не могу с этим согласиться
Сказал человек
Это, извините, невозможно
Сказал человек
Поймите меня правильно
Сказал человек
Ничего личного
Сказал человек
Но мой ответ – нет
Сказал человек

Хорошо
Сказали люди
Как скажете
Сказали люди
Все понятно
Сказали люди
Мы вас услышали
Сказали люди

Я пойду
Сказал человек
До свидания
Сказали люди
До свидания
Сказал человек

Человек вышел за дверь
Прошел по длинному коридору
Вышел на улицу

Дождь, слякоть, мокрая земля
Коричневая дорога уходит вдаль
Сырая грязная пустота
Серое небо, и дождь, и грязь
Ни автомобильной стоянки
Ни автобусной остановки
Ни станции метро, хотя бы вдалеке
Ни железнодорожной платформы
Ничего
Только дождь, слякоть и мокрая земля

Человек стоит
И даже не озирается
В поисках автомобильной стоянки
Или автобусной остановки
Нечего озираться
Озираться не нужно
Нету здесь ничего

И все усиливающийся дождь
Поливает его
Своей бесконечной водой.

Сентябрь 2016